Между голубем и маятником
Исаакиевский собор от купола до подвала в репортаже «Огонька»
30 декабря в Смольном решили передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование РПЦ МП на 49 лет. А в январе передачу Исаакия РПЦ губернатор Петербурга Георгий Полтавченко назвал "решенным вопросом", что вызвало немалые волнения в обществе. Музей в течение двух лет должен покинуть помещение собора. Каким мы сохраним или потеряем Исаакий, разбирались корреспонденты "Огонька"
Петербуржцам не впервой выходить на улицу. Депутат Заксобрания Борис Вишневский считает, что передача собора РПЦ — грубое нарушение закона
Фото: Коммерсантъ / Александр Петросян
А вот эта женщина из национально освободительного движения "проголосовала" за передачу Исаакия
Фото: Коммерсантъ / Александр Петросян
Подвалы Исаакия напоминают подлодку или, по выражению директора музея Николая Бурова, "трюмы авианосца": потолки низкие, комнаты маленькие, по стенам — трубы. Это неслучайная ассоциация: музей и его сотрудники с кораблестроением хорошо рифмуется. Многие из них по образованию — корабелы. Как, например, Сергей Николаевич Окунев — хранитель фондов и экспозиции музея "Исаакиевский собор". Окуневу 80 лет, из них 25 лет он работает в соборе. Попал сюда случайно, став старшим научным сотрудником. Он, как и многие сотрудники музея, окончил Ленинградский кораблестроительный институт. В обязанности Сергея Николаевича входит учет вещей из фондов, которые выставлены на экспозиции, и вопросы, связанные с реставрацией. Будучи моделистом, Сергей Николаевич сделал миниатюрный макет Исаакия, который можно увидеть в музее.
— За экспонаты я отвечаю морально и материально, значит, должен как можно больше о них знать, потому работаю в архивах, библиотеках,— объясняет Окунев.— Наша задача — сохранить! Чтобы, не дай бог, не было бессмысленного вмешательства.
В Исаакии около 25 тысяч единиц хранения: это скульптуры, мозаики, книги, архивные документы... Мы протискиваемся по узким коридорам, лавируя между экскурсионными группами. В подвалах собора — технические службы. Воздухообмен, отопление, кондиционирование, поддержание необходимой температуры во всем соборе. В 2015-2016 годы на это было потрачено 50 млн рублей. В блокаду в подвале Исаакия жили люди. Во время войны Исаакиевский собор был еще и центром противовоздушной обороны города. Из комнаты хранителя шла передача данных на зенитные батареи, охранявшие город.
Теперь хозяин этой комнаты Сергей Окунев. На первый взгляд скромная каморка: стол со старой лампой, алюминиевый чайник...
— Вы знаете, что такое шаровый цвет? Это цвет серого балтийского неба. Именно в такой красили купол собора перед войной,— рассказывает Сергей Окунев.
Сергей Николаевич открывает заветную дверь — там хранятся вещи, находившиеся в соборе во время блокады. Многие экспонаты привозили из других музеев. Мебельный гарнитур, документы, посуда... Кому раньше принадлежали эти вещи — неизвестно. В центре подвальной экспозиции — маятник Фуко. У него занятная судьба. Музей в 1931-1941 годах был антирелигиозным, и маятник воспринимали как символ атеизма, он крепился к центру купола на месте голубя — символа Святого духа — и, соседствуя с иконостасом, означал "торжество науки над религией". Когда "торжество" в 1986 году перестало быть актуальным, маятник был низвергнут в подвал. Он и сегодня в подвале, а голубь живет под куполом.
Туристы гуськом поднимаются на колоннаду, щелкая селфи. Мы же идем другим путем — не туристическим. Поднимаемся на лифте и считаем ступени винтовых лестниц, чтобы попасть на крышу и балюстраду главного купола. Но это того стоит: рассмотреть вблизи крылья ангелов в элегической питерской дымке — настоящая удача. Исаакий украшает 33 фигуры из бронзы: евангелисты, апостолы, ангелы. Туман статуям особенно "к лицу". А винтовые лестницы ведут выше — к свету и новым открытиям. Если присмотреться к стенам, поражает мощь инженерной мысли, если опустить глаза — пышность и симметрия иконостаса. А золоченые головки ангелов вблизи оказываются гигантскими...
У купола уникальное строение. Разрабатывая его, Монферран предложил коническую и сферическую часть покрытия сделать из 24 чугунных ребер, располагаемых в толще конической и сферической части покрытия. Промежутки заполнялись кладкой из глиняных горшков. Это и акустику улучшало, и тепло сохраняло, к тому же легче кирпичной кладки.
— Видите, вот они, глиняные черепки! — отмечает Алексей Андреев, заместитель начальника отдела реставрации, когда мы взобрались под самый купол.
Нынешний Исаакиевский собор — на самом деле четвертый на этом месте. И император Александр I, поручая сложный архитектурный проект молодому французскому архитектору Огюсту Монферрану, выставил условие: сохранить алтарную часть старого собора. Француз работал более 40 лет, задуманное выполнил.
На торжественном освящении собора в 1858 году присутствовал Александр II. По его же указу Духовному ведомству в передаче храма было отказано, так как (дальше — цитата из его резолюции): "Собор является крупным памятником государственного достояния, на который истрачено казною свыше 23 миллионов народных денег и сорок лет труда, а потому и забота о поддержании и сохранении его в должном порядке, естественно, должна быть в руках правительства".
На протяжении 60 лет содержание и надзор за состоянием Исаакия входило в круг обязанностей государственных институтов, гражданских, но не религиозных. После 1917-го собор оказался в ведении приходской общины. Приходским Исаакий был около 10 лет, но об этом периоде не любят вспоминать в РПЦ: приход принадлежал Обновленческой церкви, существовавшей в полном согласии с новыми властями. Под руководством сменявших друг друга настоятелей из числа "обновленцев" здание пришло в аварийное состояние. А потом собор стал музеем, это памятник и спасло...
Музейщики отмечают: за последние 9 лет потоки туристов увеличились в 1,5 раза, бюджет музея вдвое вырос. В 2016-м его посетили 2 млн 381 тысяча человек. А посмотреть есть на что: Исаакий — сложное архитектурно-художественное целое, включающее 103 настенные росписи, 52 съемные работы, выполненные маслом на холсте, более 300 скульптур и 62 мозаики. А еще здесь проводятся (пока) концерты, музей занимается и научными разработками. Музейный доход Исаакиевского собора в 2016-м — 466,8 млн рублей. Сегодня Исаакий занимает третье место среди музеев по посещаемости в России.
Подробных данных другой — церковной — отчетности по Исаакию совсем немного. Первая церковная служба здесь прошла в 1990 году — все было торжественно. Постепенно богослужений стало больше. Потом Церкви отдали придел Александра Невского. Богослужения сейчас совершаются 12 раз в неделю. Вход на службы и для паломников свободный. Увеличивается ли при этом количество прихожан? Нет, говорят музейщики.
— Когда перешли на режим ежедневных богослужений, Церковь стала стремиться проводить службы и в центральной части собора. Раньше оно использовалось только по большим церковным праздникам. В какой-то момент наступили резкие противоречия с новой епархиальной властью. Сегодня архиерейских служб в соборе нет. Есть внутреннее противостояние между поставленным на приход священником и музеем. Задача священника — увеличить приход. А он увеличивается вяло,— говорит Николай Буров.
— Разногласия светского и церковного в Исаакии не ощущалось до 2013-го,— продолжает он.— 9 лет моей жизни связано с Исаакием, но половину этого срока я прожил в состоянии угрозы передачи. А я не хочу потерять ощущение любви, с которой всегда ходил в церковь...
По словам Бурова, госфинансирования у Исаакия нет. Но в прошлом году только на реставрационные работы в Исаакиевском соборе было потрачено 93 млн рублей. Чтобы снять скульптуру с крыши, например, нужно приподнять троллейбусные провода. Все это делается на спецтехнике в сопровождении полиции. Смогут ли новые хозяева обеспечивать подобный уход? И кто будет отвечать за собор, не вполне понятно: согласно сделанным заявлениям, собор отдают в безвозмездное пользование, собственником будет государство, оно же несет ответственность. А конкретно — кто? И что будет с музеем?
— Если мы остаемся музейным учреждением, то все музейные предметы остаются на нашем учете. Если будет поставлен вопрос о передаче и ликвидации музея, то все эти вещи нужно будет перевозить в специально обустроенные помещения,— говорит Мансур Доминов, главный хранитель музея "Исаакиевский собор".
Как объяснил Николай Буров, площади для перевозки экспозиции вроде и есть, но они не готовы принять экспозицию. А кроме экспозиции есть еще и библиотека, и реставрационная мастерская, например, они находятся в других зданиях, всего же в музее "Исаакиевский собор" 393 сотрудника. Музейщики подсчитали: если Исаакий передадут РПЦ, 158 человек останутся без работы.
— Вульгарно представлять себе музей только как пространство, в котором ходят экскурсоводы, указывая, куда смотреть. Библиотека не может быть сокращена, как и хранительский отдел. Я категорически против сокращения отделов, которые ведают работой со школьниками и инвалидами. Научно-просветительская деятельность должна продолжаться. А в мастерской собора работают позолотчики и резчики по камню — мастера редкие,— сетует Николай Буров.
... Когда мы уходили, началась репетиция концерта в честь снятия блокады, в соборе пели "Прощай, любимый город" и "Война священная". Звучало символично...