Правила игры
по которым живут и умирают комиссии, разбирает руководитель группы ТЭКа Юрий Барсуков
Как выяснил "Ъ", президентская комиссия по ТЭКу не соберется в начале февраля, как обещал еще неделю назад пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Заседание отложено до апреля. Особенной неожиданности в этом нет — мероприятие еще в 2016 году переносилось как минимум раза четыре.
Интересно другое: среди 15 существующих комиссий при президенте РФ почти все собираются чаще, чем комиссия по ТЭКу (кроме комиссии по госнаградам), и уж никогда перерыв между заседаниями не превышает полутора лет. Безусловно, отчасти причина в том, что в большинстве комиссий заседания проводят помощники президента или глава его администрации, тогда как комиссию по ТЭКу, в силу состава ее участников, может проводить только лично Владимир Путин. Он наверняка очень занят. Но все же в 2016 году нашел время, например, на заседания военно-промышленной комиссии (трижды) и комиссии по ВТС с иностранными организациями (трижды), а в мае — и комиссии по "мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития". Но до ТЭКа, важнейшей отрасли и экономически, и политически, руки не дошли.
Конечно, глупо было бы видеть в этом невнимание президента к отрасли или снижение аппаратного веса главы "Роснефти" Игоря Сечина — инициатора создания комиссии и ее ответственного секретаря. Читатели "Ъ" помнят, что прошлый год в ТЭКе был богат на события, важнейшие из которых, например, продажа "Башнефти" и "Роснефти", а также сделка с ОПЕК, прошли при прямом участии Владимира Путина. Совершенно очевидно, что крупнейшие участники отрасли не перестали апеллировать к президенту как к ключевой инстанции, принимающей решения, просто эти обращения, в отличие от обсуждений на комиссии, приобрели более предметный, частный формат, который, видимо, удобнее для всех.
Собственно, это и есть классическая "смерть комиссии": если ее проведение можно откладывать годами, значит, в повестке нет таких вопросов, которые нельзя было бы отложить. Или, во всяком случае, президент не считает эти вопросы настолько важными, чтобы решать их немедленно. Кроме того, комиссия все-таки предполагает взаимодействие ее участников не только и не столько с председателем, сколько между собой — ради решения общей проблемы. И данный формат, судя по всему, не слишком подходит для игроков российского ТЭКа, так как наиболее волнующие их проблемы лежат не в конфликтах с внешней средой, а во взаимоотношениях друг с другом. Поэтому не исключено, что президентская комиссия по ТЭКу если и соберется в этом году, то в последний раз (выборный 2018 год хорошо подходит для реорганизации). Мне лично немного жаль: наблюдать за заседаниями, а также их долгой, мучительной подготовкой было, возможно, не всегда интересно, но как минимум забавно.