«Риски для рубля есть»
Эксперт в эфире «Ъ FM» — о валютных интервенциях Минфина
Минфин готов обесценить рубль на 10%. Ведомство представило расчеты, как изменится обменный курс после начала интервенций на внутреннем рынке. Из документа следует, что доллар может достичь отметки в 65 руб. Операции по покупке иностранной валюты начнутся 1 февраля. Минфин будет пополнять резервы, пока цена на нефть марки Urals не опустится ниже $40 за баррель. При падении стоимости сырья те же объемы валюты выставят на продажу. Сейчас контракты на марку Urals торгуются на уровне ниже $52 за баррель. Ведущий «Коммерсантъ FM» Юрий Абросимов обсудил ситуацию с преподавателем факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики Николаем Корженевским.
— Насколько серьезно валютные интервенции Минфина в нынешних ситуациях могут повлиять на рубль?
— Думаю, что сиюминутно эти интервенции не повлияют на нацвалюту. Они несколько охладят рост спекулянтов и позволят в будущем негативной сезонности, грубо говоря, проявиться более ярко. То есть если в те периоды, когда к нам традиционно приходит меньше валюты — это август и соседствующие с ним месяцы, будут продолжаться интервенции, даже при сохраняющихся предположительно высоких ценах на нефть, то сезонная слабость рубля может проявиться особенно ярко.
— Можно ли сейчас прогнозировать, что ослабление рубля будет разовым, или, наоборот, давление будет постоянным?
— Изменить тренд по рублю этими интервенциями не удастся. Выраженного разового ослабления я бы не ждал. Скорее, будет постоянное сдерживающее влияние, которое даже и не будет заметно на котировках. Это, скорее, повторюсь, ухудшение перспектив рубля, некоторое давление на цены, на облигации. Для обычного гражданина, который смотрит на курс в обменниках, эти интервенции, скорее всего, будут незаметны.
— В какие месяцы давление на рубль будет самым сильным?
— В первую очередь — это август, когда происходит самая высокая выраженная негативная сезонность для рубля, так как притока валюты достаточно мало, а спрос на валюту при прочих равных большой. Все уходят в отпуск, всем нужна валюта. Но дело в том, что в отличие от корпораций, хотя в объеме в денежном выражении розничный спрос кажется не очень большим, но он выводит валюту с рынка, она не остается подолгу в банковской системе. Поэтому эта ситуация уже может оказывать определенное влияние на курс при наличии других факторов. Сочетание этого спроса и наличие интервенции, конечно, может заметно проявиться на рубле.
Я думаю, что к концу августа 2017 года, наверное, доллар на шесть рублей в среднем будет выше, чем он есть сегодня. То есть мы говорим о курсе плюс-минус 66 руб. за доллар.
— Сейчас есть смысл совершать какие-то обменные операции с валютами, покупать доллары или евро?
— Обычно хорошие экономисты, финансисты однозначного ответа не дают. Все зависит от ваших инвестиционных горизонтов и вашей цели. Если вы готовы сидеть в рубле и не дергаться хотя бы год-полтора я бы, наверное, пока остался в рублях, вложился бы в рублевые инструменты, потому что доходности по ним намного больше, чем по долларовым бумагам или другим депозитам.
Нужно помнить, что у вас, с одной стороны, есть валютные курсы, с другой стороны, — депозитная доходность. В долларах она уже совсем крохотная: по крупнейшим банкам ниже 1% упала, по банковской системе чуть выше 1%. По рублям вы все равно можете найти доходность даже в крупных банках в районе 8%. То есть вам, чтобы компенсировать то, что вы в рубле получите как депозит, нужно чтобы доллар действительно вырос хотя бы до 66.
В долларах, естественно, вы тоже деньги замораживаете, вы не пойдете в магазин их тратить, их придется конвертировать. Во-вторых, я думаю, что, несмотря на интервенции, при определенном развитии событий на горизонте опять же года есть сценарий, при котором рубль видится достаточно сильным, может быть, даже сильнее, чем он есть сейчас. Поэтому я бы какую-то часть средств пока в рублях сохранял.
Такая тотальная паника периодически бывает. В конце прошлого года были какие-то странные слухи, что в конце года обязательно что-нибудь случится. В конце года, как известно, ничего не случилось. В общем, риски для рубля есть. Часть средств сейчас целесообразно вывести в доллары. Но если у вас приемлемый горизонт инвестирования, вам не нужны срочно доллары, чтобы поехать в поездку этим летом, то я часть средств оставил бы в рублях.