Дорога на самый верх
Юлия Позднякова и Маргарита Власкина проинспектировали стратегический объект в уральской глубинке
В конце января страна по всем федеральным каналам с изумлением следила за встречей президента и Свердловского губернатора Куйвашева, во время которой глава субъекта торжественно обещал главе государства "решить вопрос по Серебрянке" к лету. Сомнений не осталось: дорога на Серебрянку в уральской глубинке — стратегический объект...
История появления стратегической Серебрянки на карте Родины занимательна. Впервые о дороге из Нижнего Тагила до поселка Серебрянка было упомянуто на пресс-конференции президента России Владимира Путина в конце 2016 года. "Попрошу за село Серебрянка,— обратился тогда к президенту уральский журналист Максим Румянцев.— В прошлом году оно было блокировано от внешнего мира полностью. При мне старики получали продукты в долг. Доехать до Тагила невозможно. Обещали дорогу построить в 2018 году, а все это время как людям жить, особенно в весенне-летний период?" В ответ глава государства пообещал обратить внимание губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева на проблему, добавив: "Очень жаль, что местное и региональное руководство самоустраняется от решения подобных вопросов". Потом поручение свердловскому губернатору появилось на сайте Кремля...
Дальше были чудеса оперативности в сфере административного реагирования: уже в середине января в регионе была создана рабочая группа по ремонтно-восстановительным работам, в поселок губернатор поехал сам и провел там выездное совещание с региональным правительством, было решено в 2017 году на ремонт дороги направить свыше 100 млн рублей и закончить работы к 1 июня... Битва за Серебрянку, словом, стала принципиальным вопросом для политической карьеры губернатора, который намерен в сентябре бороться за новый срок на выборах — иначе не объяснить, почему в конце января стратегическая деревня стала центральным вопросом встречи губернатора с президентом. Региональные элиты итоги этой встречи расценили однозначно: "политическое добро" на переизбрание Куйвашева получено, но решение "проблемы" Серебрянки — одно из условий.
Село с Нижним Тагилом связывает единственная дорога протяженностью около 70 километров. Асфальтобетонное покрытие дорога имеет только на участке с 6-го по 11-й километр автодороги. Итого — 5 километров. С 11-го по 47-й километр покрытие дороги щебеночное, с 47-го километра и до конца — грунтовое. В зимний период, как говорят местные жители, передвигаться по замерзшей дороге можно практически без препятствий. В другие сезоны движение затруднено — дорога размыта и изрыта крупными ямами. Знатоки утверждают: если делать трассу приличной целиком, то общая стоимость работ оценивается в 1,5 млрд рублей. Поэтому всем теперь интересно: как уложиться в заявленную на высшем уровне смету, которая в 10 раз ниже?
По официальным данным, в селе проживает порядка 600 человек. Здесь работает три продуктовых магазина, одна торговая точка с хозтоварами, есть фельдшерско-акушерский пункт и отделение почтовой связи. На окраине имеется и промышленность — небольшая лесопилка. В двухэтажной школе (совмещенной с детсадом) обучается 51 ребенок, в детском саду — 9 детей. "Связь у нас есть, продукты завозят. "Умирающая" или "вымирающая" деревня — это слишком. Конечно, было такое, что из-за дороги трудно выехать, но кому надо было — выезжали",— рассказывает сотрудница школы Светлана. К ней присоединяются остальные работники школы, которые называют фильм Максима Румянцева "Поселок мертвых" о Серебрянке "постановкой". "В фильме сконцентрирован весь негатив, ситуация вывернута наизнанку. Не было ни "серого", ни "белого", только "черное"",— говорит директор школы Ирина Горшкова. Некоторые из жителей предполагают, что на журналистов плохо повлияли жительницы поселка, которые "всегда и всем недовольны": "У нас есть две бабушки, им всегда все плохо... Конечно, есть проблемы, о которых стоит рассказать, но жизнь села — это не черный негатив".
Местные обитатели не скрывают, что дорогу ремонтировали и засыпали ямы несколько раз на свои деньги. Но отмечают при этом: "Раньше было хуже". Раньше — это при СССР: "В советское время партия говорила, что здесь есть дорога, значит, есть. А на самом деле была сплошная распутица. Сейчас, конечно, более или менее".
Не все жители Серебрянки хотят представляться корреспондентам после шума на всю страну, но от разговора не уходят. Поясняют и текущее положение дел: "На главу поселка наступают, мол, не делает дорогу. А как он ее сделает, если ему деньги не спускают. Относимся к Нижнему Тагилу, а там тоже все улицы побитые. Принцип такой. Где денег-то на все взять? Это надо взять их, от кого-то отделить..."
Осенью 2015 года после особенно дождливого лета дорогу размыло больше, чем обычно,— это правда. Но говорят, что и тогда полки в магазинах не оставались пустыми. "Совсем пустых полок у нас никогда не было. Даже той осенью. Были мука, сахар... Критически плохо не было",— рассказывает продавщица Людмила. И добавляет, что недавно в одном из магазинов установили даже аппарат для безналичного расчета. Не ясно, правда, зачем: местные жители банковскими карточками не пользуются, а пенсию получают через почтовое отделение.
В соседнем магазине хозяйственных товаров полки заставлены материалами для ремонта. "На прошлой неделе мы привезли семена, часть уже раскупили. Вот здесь у нас картины на стены — очень модно сейчас. Вот — часы настенные, несколько штук осталось — берут..." — показывает свой товар продавщица Нина. На одной из полок она складывает бумажки с заказами от покупателей: за ними придется ехать в "город", в Тагил то есть.
Заглянули мы и в фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Тут пояснили, как устроено: поскольку с дорогой проблемы все же имеются, в экстренных случаях скорая помощь выходит из Нижнего Тагила навстречу местной перевозке, а дальше — как встреча на Эльбе. Если случай неэкстренный — приходится возить самостоятельно. "Последний тут был — дети обварились кипятком. А мы только что отвезли больных в город на санитарной машине. Но в скорой помощи нам предложили вернуться в село, забрать детей и снова приехать в город",— рассказывают в медицинском пункте, добавляя, что в местной перевозке Серебрянки "только голые носилки". Впрочем, и медики призывают не драматизировать ситуацию: живем как живем.
Зоя Сушникова из почтового отделения и вовсе говорит, что перебоев по доставке корреспонденции в селе почти не бывает: "Приходит три раза в неделю. И осенью, и весной. Может быть, немного с опозданием, но приходит",— заверяет она. Но соглашается: ремонт дороги — "принципиальный вопрос". "Если бы была дорога, то были бы рабочие места. Молодежь отсюда только уезжает, а с рабочими местами, может быть, приезжали бы люди среднего и предпенсионного возраста",— рассуждает она.
К решению ремонтировать дорогу местные жители относятся с осторожностью, подчеркивая, что решение принято "на негативном фоне". "У меня муж аж покраснел, когда увидел, как президенту вопрос по нам задают. И он был таким оскорбительным... Нам, конечно, очень нужна дорога. Но было очень стыдно",— рассказывает местная жительница Алевтина. "Я свою деревню очень люблю, я за нее драться буду. Но объявить, что мы с голоду умирали — это кошмар",— сетует она...
Контекст
Не доедем, так дойдем!
По всем международным исследованиям дороги у нас действительно скверные. А путь в Серебрянку — не самый худший. Скорее, это типичная дорога в российской глубинке. Но деньги пока, похоже, нашлись только на нее
Глобальный рейтинг конкурентоспособности 140 стран Global Competitiveness Report (2015-2016) замерил, в частности, качество инфраструктуры и дорог. Нам здесь гордиться нечем. Из 140 возможных позиций Россия занимает 123-е место. По качеству дорожного покрытия Россия близка к Бенину, Нигерии и Сьерра-Леоне (а лучшие автомагистрали — в ОАЭ, Нидерландах и Сингапуре). В 2009 году страна занимала 118-е место по качеству дорог, в 2013-м — 136-е. В 2014 году ситуация впервые улучшилась: Россия поднялась на 124-е место, в 2015-2016 годах — еще на один пункт.
Общая протяженность автомобильных дорог в России — 1,4 млн километров, из которых 883,7 тысячи — дороги местного назначения, 515 тысяч — региональные (именно к ним относится и злополучная дорога на Серебрянку) и 51,7 тысячи километров — федеральные. 70 процентов дорог в России с твердым покрытием.
Чтобы понять, по каким дорогам ездят в России, достаточно знать: из 50 тысяч километров федеральных трасс в России только 10 процентов по своим техническим характеристикам соответствуют современным стандартам по скорости, безопасности и качеству. Это данные Министерства транспорта РФ. Что уж тут говорить о региональных и местных дорогах!