Колесные пары пошли в рост
За прошлый год они подорожали на треть
Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) пожаловался в ФАС на рост цен у российских изготовителей цельнокатаных колес (ЦКК) колесных пар за год более чем на 30%. СОЖТ прогнозирует увеличение спроса на ЦКК и опасается дефицита, что еще больше увеличит цену продукции. Металлурги между тем настаивают на индексации цен в связи с ростом цены на сырье. При этом "Евраз НТМК" заявил о готовности увеличить производство колес в 2017 году до 20%.
СОЖТ просит ФАС проверить правомерность "значительного повышения цен" изготовителями цельнокатаных колес и взять ситуацию под контроль. Такое письмо союз направил в ФАС 20 января (есть у "Ъ"). В ФАС подтвердили получение письма, добавив, что оно находится в работе.
Колеса производят ОАО "Выксунский металлургический завод" (ВМЗ, входит в Объединенную металлургическую компанию (ОМК) Анатолия Седых) и ОАО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат" ("Евраз НТМК", входит в группу Evraz, принадлежащую Роману Абрамовичу и партнерам). На них, по данным СОЖТ, приходится до 90% поставок. Остальной объем — продукция украинской компании "Интерпайп".
СОЖТ отмечает, что с января 2016 года рыночная стоимость ЦКК российских производителей повысилась на треть. При этом, по прогнозам отраслевого сообщества, потребности рынка в ЦКК вскоре значительно увеличатся. При жизненном цикле ЦКК в среднем шесть-семь лет с 2017 года "прогнозируется массовая их замена у колесных пар вагонов, принятых на сеть в 2010-2012 годах — на пике активного обновления парка", говорится в письме. Собеседник "Ъ" на рынке объясняет, что в период 2015-2016 годов произошло массовое списание грузовых вагонов (около 200 тыс. единиц), что привело к снижению спроса на ЦКК, поскольку при ремонтах зачастую использовались детали со списанных вагонов. Но в 2017 году и в будущие периоды ситуация однозначно изменится, говорит он: уже сейчас рынок ощущает повышение спроса на цельнокатаные колеса по сравнению с 2016 годом. По его словам, производственные мощности российских изготовителей позволяют удовлетворить растущий спрос, но на практике они заинтересованы в существовании дефицита.
Представитель ОМК пояснил "Ъ", что ВМЗ реализует колеса по рыночным ценам, "завод в четвертом квартале 2016 года — начале 2017 года произвел незначительные корректировки в ценах на колеса в связи со значительным ростом цен на металлургическое сырье". Все заявки, которые поступают сегодня на ВМЗ, предприятие удовлетворяет в полной мере, поясняют в ОМК (мощность ВМЗ по колесам — до 850 тыс. штук в год). Для удовлетворения спроса ВМЗ заключил десятилетний контракт на поставку колесной заготовки с заводом "Уральская сталь", отметили в ОМК. Источник "Ъ" в ОАО РЖД говорит, что в октябре прошлого года в "Торговый дом РЖД" (ТД РЖД) поступило обращение от "ОМК-Сталь" с предложением об индексации цен с 1 января. По данным МеталлЭксперт, только по причине роста цен на сырье расчетная индексация цены на ЦКК должна была составить более 36%, говорит собеседник. По его словам, сейчас ТД РЖД и производитель "рассматривают варианты сотрудничества без ущемления интересов всех участников рынка".
В Evraz сообщили, что в связи с возросшим спросом рост производства колес в 2017 году на комбинате составит до 20%. Управляющий директор "Евраз НТМК" Алексей Кушнарев подтверждает повышение спроса на ЦКК. "В этом году мы увеличим производство российских грузовых колес, начнем отгрузки для "Ласточки", а также параллельно будем расширять линейку продукции и выходить на новые рынки — у нас для этого достаточно ресурсов",— добавляет господин Кушнарев.
Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что металлурги пытаются максимально использовать благоприятную конъюнктуру рынка, которая связана с совпадением роста спроса на новые вагоны и планируемыми на 2017 год заменами колесных пар. Мощностей российских производителей достаточно для обеспечения колесами как вагоностроительных, так и вагоноремонтных предприятий даже без поставок колес с Украины, считает он. В то же время олигополистический характер рынка и агрессивная ценовая политика российских металлургов практически исключают возможность стабилизации цен без вмешательства ФАС, говорит эксперт.