Москва подтянула успеваемость

Для повторения успеха на уровне страны эксперты просят увеличить бюджетные расходы

В Минобрнауки признали наличие неравенства образовательного пространства в России. Говорить об однородности результатов сельских и московских школ не приходится, заявила в среду глава министерства Ольга Васильева. Впрочем, московские власти сообщили, что в столичных школах "вопиющий разрыв в качестве образования" удалось ликвидировать. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов призвал чиновников "прямо сказать" о недостаточном финансировании образования и предупредил о "слишком опасном внутри России" социальном неравенстве, которое возникнет, если уровень бюджетных расходов в этой сфере останется прежним.

Ольга Васильева (слева) и Сергей Собянин не видят повода для самоуспокоения в высоких результатах столичных школ

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева впервые заявила о том, что в России необходимо совершенствовать управленческие механизмы, направленные на снижение образовательного неравенства. "У нас 85 регионов, школы все разные, говорить об однородности подходов и результатов в сельской школе и в московской центральной школе не приходится",— сказала в среду Ольга Васильева на международной конференции "Результаты международных исследований TIMSS и PISA 2015 года и факторы, влияющие на изменения в системе образования" в Москве. "Мы вообще не умеем радоваться нашим успехам. Вспомните, как болезненно воспринималось, что Россия уступает другим странам в международных исследованиях, а сегодня мы очень неплохо выглядим, но все об этом молчат",— отметил в своем выступлении помощник президента РФ Андрей Фурсенко.

Об успехах России напомнил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. По результатам двух крупнейших международных исследований PISA и TIMSS в 2015 году российские школьники стали лучше справляться с заданиями по математике, чтению и естественным наукам. Отдельно в 2016 году в PISA участвовали 609 московских школ, показав результаты "на уровне топ-10 лучших образовательных систем мира". "Нужно проанализировать, какие факторы обусловили такую динамику и какие усилия еще нужно предпринять",— сказал Сергей Кравцов.

Мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что высокие результаты московских школ "не повод для самоуспокоения, и мы с Министерством образования продолжим дальнейшее совершенствование качества образования". Впрочем, глава столичного департамента образования Исаак Калина позже заявил, что региону уже удалось добиться "ликвидации вопиющих разрывов в качестве образования между сотней ведущих школ и всеми остальными". Он пояснил, что речь идет о результатах столичных учеников по читательской и математической грамотности из 300 школ, принимавших участие в исследовании PISA 2016 года, но при этом не занимающих лидирующих позиций в рейтингах: "Их результаты практически не отличаются от топ-100 школ". Господин Калина сообщил, что проблема оценки знаний школьников в том, "что мы проверяем только то, чему мы учим сами за школьной партой, только то, на что можно натаскать". По его мнению, в ЕГЭ необходимо добавить новые формы заданий, оценивающие навыки, которые учащиеся приобретают вне школьной программы.

"То, что Москва может соперничать со странами-лидерами по результатам PISA,— это очень важная характеристика российского образования: в мегаполисах сосредоточены экономические ресурсы, а есть регионы, где на первый план выходит социальная стабильность",— отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он предложил адаптировать российскую систему образования под разные цели и разные ресурсы учащихся и их семей. Например, создавать квоты на престижных образовательных программах для детей из семей с низкими доходами и низкими уровнем образования родителей и повышать финансирование школ, работающих со сложным детьми. "У нас в России недостаточное, самое низкое в расчете на учащегося финансирование образования, давайте прямо об этом скажем",— призвал господин Кузьминов. "По нашим расчетам, расходы на образование в консолидированном бюджете должны увеличиться до 5% ВВП, то есть на 40% (в 2016 году расходы на образование составили 3,6% ВВП, или 580 млрд руб.— "Ъ"), даже если это потребует повышения налогообложения. Уровень 4,5% ВВП может обеспечить экономический рост, но вместе с тем будет воспроизводить социальную сегрегацию и неравенство, что внутри России слишком опасно",— заключил Ярослав Кузьминов.

Анна Макеева

Вся лента