Воздушная тревога
Как избрание Дональда Трампа президентом может изменить мировой климат
Новая администрация США уже успела издать целый ряд "антиэкологических указов", неясным остается и будущее участия страны в Парижском соглашении и Рамочной конвенции ООН по климату. Однако на фоне амбициозных заявлений Китая и Индии (занимающих первое и третье место в мире по выбросам парниковых газов) эксперты полагают, что даже эти действия федеральных властей в США (второе место по выбросам) не смогут помешать экологическим усилиям в мире.
"Если США на время администрации Трампа действительно отступит от лидерства в климатическом процессе, то Китай не упустит шанс занять это место"
"Для глобальных бизнес-лидеров климат — это не только шанс похвастаться своими "зелеными" успехами, это вопрос миллиардов или, может быть, триллионов долларов потенциальных прибылей или убытков. Страховщики все больше начинают учитывать частые наводнения и засухи в оценке рисков, энергетические гиганты переформатируют бизнес для реалий нового мира, уходящего от угля и нефти, автомобильные концерны начинают инвестировать реальные деньги в электромобили, банки хотят выдавать все больше средств на развитие возобновляемой энергетики (ВИЭ)",— отмечали аналитики Bloomberg перед началом Всемирного экономического форума в Давосе, на котором впервые климат стал главной темой.
Опрос 750 участников форума о наиболее важных для бизнеса глобальных рисках, подготовленный еще до мероприятия, поставил "экстремальные погодные явления" на первое место среди наиболее реальных угроз для бизнеса (за ними следуют вопросы вынужденной миграции, природные катастрофы и террористические акты).
Впрочем, главным сюрпризом давосского форума оказалось крайне климатически амбициозное выступление председателя КНР Си Цзиньпина, в котором он призвал Дональда Трампа оставаться в "трудно достигнутом" Парижском соглашении, одновременно объявив о дальнейших планах Китая по снижению выбросов и инвестициях в развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) ($360 млрд до 2020 года, притом что вложения страны в 2016 году составили $88 млрд). По данным Международного энергетического агентства, "зеленые" инвестиции в стране уже создали 3,5 млн новых рабочих мест в области возобновляемой энергетики — этот показатель должен вырасти до 13 млн к 2020 году. "Если США на время администрации Трампа действительно отступят от лидерства в климатическом процессе, то Китай не упустит шанс занять это место — хотя бы из соображений realpolitik. Если в большинстве стран мира, включая всю Африку, растет потребность в "зеленых" инвестициях и решениях в области чистой энергетики, КНР неизменно попытается войти в эту область и начать играть там лидирующую роль",— полагает основатель Bloomberg New Energy Finance Майкл Либрайх.
"Один из главных вопросов — что ожидает мировую климатическую политику в условиях снижения роли США и кто из стран может заполнить вакуум, создаваемый администрацией Трампа",— рассуждает Дэвид Виктор, профессор международных отношений Университета Калифорнии в Сан-Диего в интервью The New York Times.
В рамках своей предвыборной кампании Дональд Трамп обещал отменить большую часть экологических ограничительных мер, разрешить новые проекты добычи угля, нефти и газа, снизить налоги в секторе ископаемого топлива — и, напротив, отменить господдержку проектов в области ВИЭ. Господин Трамп также объявлял о планах отменить план климатических действий, принятый администрацией Обамы, и также план "чистой энергетики" США, предложенный администрацией Обамы, но заблокированный Верховным судом.
Дональд Трамп также предлагал отменить поддержку научных исследований в области экологии и климата и заморозить платежи со стороны США в международные климатические фонды.
По мнению Дэвида Виктора, в роли нового экологического лидера можно было ожидать "тяжеловесов" ЕС — Франции и Германии, однако "они слишком заняты вопросами миграции и Brexit, так что не исключено, что одним из лидеров действительно станет Китай".
Отметим, что вслед за КНР министр энергетики Индии Пиюш Гойал, выступая на ежегодном саммите по возобновляемой энергетике IRENA в Абу-Даби, подтвердил планы своей страны по "озеленению" энергобаланса, заявив, что любые намерения новой администрации США не помешают Индии развивать ВИЭ и снижать выбросы. По его словам, Индия будет генерировать 53% электричества из неископаемых источников к 2027 году, установив порядка 200 гВт солнечной мощности к 2022 году. "Я не вижу сложностей в получении финансирования на эти программы — дни горячих дискуссий о необходимости госсубсидий прошли, сейчас нам уже не нужно убеждать инвесторов — вложения в энергоэффективность и чистую энергию имеют экономический смысл",— заявил министр.
"Скорее всего, "денег американского народа на климат" выделять не будут"
Заметная активизация Китая и Индии на климатическом поле — хорошие новости для сторонников снижения выбросов, полагают эксперты. Если Китаю удалось в последние два года существенно замедлить темпы роста выбросов парниковых газов и даже прописать сценарий снижения выбросов с пиком в 2025 году, то планы по снижению эмиссии для Индии, представленные к Парижскому соглашению, содержат лишь снижение углеродоемкости, но не самого объема выбросов — пока третья страна в мире по выбросам не понимает, как перейти на курс низкоуглеродного развития, во многом надеясь на программы международного климатического финансирования. Именно поэтому планы развития ВИЭ в стране, где уровень энергетической бедности остается еще довольно высоким, что по-прежнему делает планы строительства дешевых угольных электростанций привлекательными, являются крайне важными и для глобальной климатической политики.
С другой стороны, отмечает старший научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Игорь Макаров, "многочисленные успехи в развитии возобновляемой энергетики и в международном сотрудничестве часто затмевают в устах комментаторов тот факт, что две наиболее динамично развивающиеся страны — Китай и Индия, на которые в сумме приходится почти 40% населения мира,— по-прежнему "сидят" на грязном угле, и несмотря на все усилия, его доминирование в энергобалансе продлится еще как минимум несколько десятилетий".
Кроме того, предвыборные обещания Дональда Трампа сократить или отменить любые платежи США в международные климатические фонды, одновременно свернув ряд программ с другими странами мира в области экологии, скорее всего, окажутся реальностью. Так, буквально в свои последние дни в Белом доме Барак Обама распорядился перевести $500 млн в Зеленый климатический фонд (средства которого идут на программы в области снижения выбросов и адаптации к изменению климата для развивающихся стран). В результате общий вклад США в фонд составил $1 млрд.
Напомним, что незадолго до начала климатических переговоров в Париже в декабре 2015 года, где как раз и было утверждено Парижское климатическое соглашение, США объявили о планах внести в общей сложности $3 млрд, однако в условиях новой администрации эта цель вряд ли окажется реализованной.
"Я не жду кардинальных мер от администрации Трампа. Скорее всего, в области международной климатической политики дело ограничится тем, что "денег американского народа на климат" выделять не будут, то есть резко сократят объем средств в международные климатические фонды помощи наиболее уязвимым странам, а также гранты на научные исследования, что будет очень плохо для науки как таковой, вне контекста Парижского соглашения",— полагает руководитель программы "Климат и энергетика" российского представительства WWF Алексей Кокорин.
Первые результаты слушаний в сенатских комитетах по кандидатам на посты главы Госдепартамента и Агентства по охране окружающей среды (EPA) также дают осторожную надежду на то, что США вряд ли выйдут из Парижского соглашения. Так, Скотт Пруитт опроверг высказанную много лет назад Дональдом Трампом идею, что изменение климата является "махинацией" и "заговором". "Я думаю, что крайне важно, чтобы США сохраняли место за столом переговоров с целью решения проблемы изменения климата, которая действительно требует глобального ответа. Ни одна страна в мире не сможет решить эту проблему в одиночку. Если меня утвердят, я буду поддерживать членство США только в тех международных соглашениях, которые продвигают наши национальные интересы и не наносят вреда американскому народу и нашей экономической конкурентоспособности",— заявил на слушаниях Рекс Тиллерсон (позднее уже утвержденный на пост).
"Это может означать, что Тиллерсон будет рекомендовать Трампу остаться в соглашении, но это также может означать, что он верит только в то, что США не должны выходить из Рамочной конвенции ООН по климату (стратегический рамочный документ, в рамках которого были приняты и Киотский протокол и Парижское соглашение.— "Власть"), но из Парижского соглашения они выйти как раз вполне могут. Новая администрация, скорее всего, использует свое собственное толкование "американских интересов" с целью определить, оставаться ли в соглашении",— полагают аналитики Всемирного института ресурсов (WRI).
"Слишком долго нас сдерживали отягощающие меры регулирования энергетической отрасли"
Внутри администрации Трампа существуют разные лагеря, в том числе и по отношению к климатической повестке, полагает ряд опрошенных "Властью" американских экспертов. В целом, по их словам, пока Трамп делает то, что обещал в предвыборной кампании, но действует "хаотично". Теоретически для выхода из Парижского соглашения США может понадобиться не меньше четырех лет, для выхода из Рамочной конвенции ООН по климату (РКИК) — около года. Напомним, что в свое время США ввиду антиклиматической позиции Сената стали единственной страной, отказавшейся ратифицировать предыдущий глобальный климатический договор — Киотский протокол, уже утвержденный и подписанный администрацией Клинтона.
В начале недели ряд американских СМИ также сообщили, что администрация Трампа готовит два новых указа — один из них намерен существенно сократить роль США в организациях ООН, включая снижение на 40% взносов страны в международные организации и фонды (что может стать существенным ударом по финансовой стабильности органов ООН в целом), второй призывает пересмотреть все международные договоры, в которых страна участвует или планирует свое участие.
Одновременно с этим временный глава Агентства по охране окружающей среды (EPA) в переходной администрации Трампа (которая действовала с момента избрания до инаугурации нового президента) Майрон Эбелл (также возглавляющий отделы климатической и международной экологической политики в консервативном исследовательском центре Competitive Enterprise Institute), в разговоре с журналистами подтвердил намерение Трампа выйти из международного соглашения по снижению эмиссии парниковых газов. Напомним, что сам Трамп в ноябре в интервью The New York Times говорил, что у него "открытая позиция" по поводу будущего США в Парижском соглашении. "США определенно изменят курс своей климатической политики — Трамп выйдет из Парижского соглашения, заявив об этом либо специальным указом, либо в рамках более широкого пакета распоряжений",— сказал Майрон Эбелл, также предположив, что самым "чистым" способом будет выход из РКИК ООН.
Уже в первый день после инаугурации Трампа с сайта Белого дома пропала секция, посвященная климату, вместо нее появился America First Energy Plan. "Администрация Трампа привержена энергетической политике, которая снижает затраты на энергию для трудолюбивых американцев и максимизирует использование американских ресурсов, освобождая нас от зависимости от иностранной нефти... Слишком долго нас сдерживали отягощающие меры регулирования энергетической отрасли.
Президент Трамп настроен на отмену вредных и ненужных мер, таких как План климатических действий или комплекс мер по защите вод в США от загрязнений.
Отмена этих ограничений во многом поможет американским рабочим: повысит их зарплаты на более чем $30 млрд в ближайшие семь лет",— говорится в документе. Отметим, что план предлагает дальнейшие меры поддержки проектов в области добычи нефти и газа, в том числе сланцевого, а также "чистого" угля.
"Самое большое противоречие плана: как можно говорить об одновременном возрождении угольной и газовой отрасли? Низкие цены на газ стали важнейшим фактором в упадке угольного сектора, так что расширение производства газа лишь дальше снизит цены и, в свою очередь, спрос на уголь. Рано или поздно новая администрация должна будет признать, что нельзя одновременно помогать всем видам ископаемого топлива сразу: в случае угля и газа — это либо одно, либо другое",— комментирует ситуацию Роберт Годби, профессор университета Вайоминга и директор Центра энергетической экономики и публичной политики.
Первые же дни президентства Дональда Трампа продемонстрировали, что ряд серьезных изменений во внутренней экологической политике также не заставят себя ждать.
В начале недели новый президент подписал указ о возобновлении разрешения на строительство нефтепроводов Keystone XL (который должен был доставлять сланцевую нефть из канадской провинции Альберта в США) и Dakota Access (также для транспортировки сланцевой нефти, но из штата Северная Дакота в Иллинойс). Напомним, что оба проекта, планы которых вызвали массовые экологические протесты в стране, в том числе (Dakota Access) со стороны коренного индейского населения, были приостановлены соответственно в 2015 и 2016 годах специальным вето президента Обамы.
Еще одним распоряжением новая администрация запретила Агентству по охране окружающей среды заключать любые новые контракты или выдавать гранты, а также делать любые публичные заявления, публиковать информацию в социальных сетях, выпускать пресс-релизы или записи в блогах. Ряд американских экспертов связывают запрет на распространение информации с твитом Национальной службы парков (находящейся в структуре агентства), выпущенным сразу после инаугурации Трампа: в нем было две фотографии, на которых сравнивалось количество людей на церемониях вступления в должность Трампа и Обамы.
"Если Трамп отключит спутники, Калифорния запустит собственные"
В результате, как полагают эксперты, основой климатической политики в США станут наиболее прогрессивные штаты, администрации городов, а также компании. "Штаты всегда лидировали в области климатических действий в США — победа Трампа сделает их усилия лишь более важными",— считает Хезер Лейбовиц, директор общественной организации Environment New York.
"Если администрация Трампа отменит поддержку климатического финансирования NASA, за это дело возьмется Калифорния. Если Трамп отключит спутники, Калифорния запустит собственные. У нас есть ученые, у нас юристы, мы готовы к борьбе",— заявил на встрече с группой ученых губернатор Калифорнии Джерри Браун.
Ряд городов и штатов северо-запада США также заявили о готовности противостоять федеральным планам поддержки добычи и транспортировки ископаемого топлива — главным образом из-за опасений потенциального ущерба для рыбной отрасли. Например, городской совет Ванкувера (штат Вашингтон) запретил строительство будущих нефтяных терминалов, а совет Портленда (штат Орегон) внес корректировки в систему городского зонирования, запретив строительство терминалов для любого вида ископаемого топлива.
Ряд штатов Восточного побережья приняли добровольные цели по снижению выбросов парниковых газов или развитию ВИЭ — так, Массачусетс обещает повысить долю "зеленой" энергии до 80% к 2050 году. Губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо запросил разрешения у управления порта Лонг-Айленд построить самый большой в стране офшорный ветропарк (90 МВт мощности), а также предложил проложить новую линию передачи для гидроэнергии из Квебека.
Программа экологической организации Sierra Club пытается мотивировать все большее число городов и регионов в США к переходу на 100% ВИЭ к 2035 году — пока переговоры идут с 20 штатами. Среди городов, взявших на себя подобные обязательства,— Сан-Диего (восьмой по населению город в стране).
В девяти северо-восточных штатах с 2009 года работает система квотирования выбросов парниковых газов для предприятий — доходы с углеродного рынка направляются на поддержку и развитие ВИЭ. "Трамп может добиться повышения тарифов на китайские солнечные панели или убедить Конгресс снизить налоговые льготы для ВИЭ, но рост солнечной и ветровой энергетики и в демократических, и в республиканских штатах уже создал несколько сотен тысяч рабочих мест. Начиная с 2015 года количество рабочих мест в солнечной энергетике выше, чем в нефтегазовом секторе. Система поддержки ВИЭ на уровне штата Айова привела к тому, что в 2015-2016 годах доля энергии ветра в производстве электричества выросла до трети. Даже без федеральной поддержки, этот сектор будет развиваться",— считает Роберт Годби.
Отметим, что многие крупные корпорации также объявляют о собственных целях по снижению выбросов и использовании ВИЭ.
В середине января 630 компаний и инвесторов (включая DuPont, General Mills, Hewlett Packard, Pacific Gas and Electric) отправили открытое письмо новоизбранному президенту Трампу и Конгрессу, призывая США не выходить из Парижского климатического соглашения, дальше поддерживать низкоуглеродное развитие в стране, включая стимулирование инвестиций.
Все большее недовольство новой "антизеленой" политикой Трампа демонстрируют и экологические организации. На 29 апреля в Вашингтоне и других крупных городах запланирован "Народный климатический марш", целью которого станет демонстрация важности темы изменения климата для граждан страны.
"В целом, тренд на "зеленое" развитие является необратимым. Однако в его трактовке стоит избегать крайностей — в том числе не преувеличивать значение локальных препятствий на пути к нему, в их числе, например, победа Дональда Трампа",— считает Игорь Макаров. По мнению эксперта, существует как минимум три основания для сдержанного оптимизма. Во-первых, "несмотря на крайне неблагоприятную политическую обстановку в мире, в которой не так просто найти крупные государства, не имеющие по отношению друг к другу серьезных противоречий, экологическая и, в частности, климатическая проблематика по-прежнему рассматриваются всеми как важнейшая область сотрудничества — более того, во все более фрагментированном мире она остается одним из немногих "зонтиков", покрывающих все мировое сообщество, и потому взаимодействие в этой сфере приобретает для всех ведущих государств особое значение".
Вторая причина заключается в одном из ключевых достоинств Парижского соглашения — когда удалось построить режим сотрудничества, в котором государства — лишь одни из множества игроков. "Крупные компании, регионы, муниципалитеты, инвестиционные фонды — все они вовлечены в диалог в качестве самостоятельных акторов, что способствует устойчивости всей системы сотрудничества перед лицом возможных демаршей отдельных государств".
Наконец, в последнее десятилетие в "зеленую" экономику были инвестированы огромные суммы. "Крупные инвестиции в "зеленый" сектор были осуществлены ведущими странами в период кризиса, что подтолкнуло многие компании к росту собственных капиталовложений в чистые технологии и к существенной корректировке своих бизнес-моделей — например, посредством введения цен на углерод. Все это лишь начинает давать свои результаты",— полагает эксперт.
"Процесс перевода глобальной экономики на новые, низкоуглеродные технологии уже сложился и набрал силу, производства, основанные на этих технологиях, являются сегодня локомотивами экономического роста. Трамп и его люди могут затормозить этот процесс на какое-то время, но они не в силах повернуть его вспять",— согласен и руководитель рабочей группы по вопросам изменения климата комитета по природопользованию и экологии РСПП Михаил Юлкин.