Полувагоны отстояли господдержку

Минпромторг расширяет госсубсидирование

Минпромторг все же пошел навстречу пожеланиям производителей инновационных полувагонов и распределил госсубсидии в 5 млрд руб. между полувагонами нового поколения и спецвагонами. Ранее предлагалось полувагоны из программы субсидирования исключить.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Минпромторг доработал порядок распределения 5 млрд руб. госсубсидий на закупку инновационных вагонов в 2017 году (проект постановления правительства есть у "Ъ"). Субсидии, по оценке министерства, позволят вывести на сеть 16 тыс. грузовых вагонов. Ранее предполагалось субсидировать только закупку дефицитного спецпарка (см. "Ъ" от 16 декабря), в новой версии субсидии поделены между ним и инновационными полувагонами. Теперь на покупку инновационного спецвагона планируется выделять 350 тыс. руб., суммарный объем субсидий на них не превысит 2,1 млрд руб. А на инновационные полувагоны и типовые спецвагоны предложено давать по 250 тыс. руб. на вагон и не более 1,45 млрд руб. на каждый из видов подвижного состава. В Минпромторге "Ъ" пояснили, что господдержка в 2015-2016 годах позволила повысить ставку оперирования вагонами, но ее уровень "еще не достиг отметки, которая бы позволила без дополнительных стимулов принимать решение о приобретении грузового универсального подвижного состава".

На Уралвагонзаводе (УВЗ) "Ъ" сообщили, что объем субсидий в 2016 году составил 10 млрд руб., на 2017 год выделяется вдвое меньше, и получателями могут быть только операторы. Там соглашаются, что наметившийся рост ставок все еще не позволяет операторам покупать подвижной состав без субсидий. Как сообщили "Ъ" в Объединенной вагонной компании (ОВК) Александра Несиса, в сегменте спецвагонов списание в 2017-2019 годах останется высоким (свыше 2 тыс. вагонов в месяц), а сертификация модельного ряда крайне затратна. Заместитель гендиректора "Алтайвагона" Станислав Золотарев считает предложение Минпромторга "компромиссным". Общие мощности вагоностроителей — 50 тыс. единиц, из них государство будет стимулировать только нужные и востребованные вагоны, отмечает он. По словам топ-менеджера, это дает возможность развиваться заводам, вкладывающимся в НИОКР, но не разгоняет рынок и поможет нивелировать возможный дефицит полувагонов по отдельным направлениям в будущем. В 2016 году мера активно заработала во втором полугодии, поэтому сейчас для оптимизации производства необходимо ускорить ее выход, заключает он.

Источник "Ъ" на рынке говорит, что господдержка покупателей "востребована и хорошо сработала". С прошлого года вагоностроение фактически переключилось на выпуск полувагонов нового поколения, отмечает он, ставка оперирования ими достигла "инвестиционного уровня" с учетом текущих тарифов, а объем производства полувагонов "достаточен для полного обеспечения потребности рынка".

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что дифференциация субсидии по видам вагонов делает господдержку более гибкой. Но сохранено требование по снижению среднего возраста парка, говорит он, это ограничит участие в программе ряда потенциальных покупателей, например, лизинговых компаний. По его словам, основными получателями господдержки в сегменте люковых полувагонов (субсидии хватит на 5,8 тыс. штук) станут ОВК и УВЗ, глуходонных полувагонов — ОВК, "Алтайвагон" и УВЗ (5,8 тыс.), а спецвагонов (6 тыс. штук) — ОВК, Энгельсский ЗМК, УВЗ, Новозыбковский МЗ, "РМ Рейл" и "Алтайвагон".

Анастасия Веденеева, Наталья Скорлыгина, Яна Циноева

Вся лента