Добровольно-принудительный Киров
Суд оставил Алексея Навального под подпиской о невыезде
На очередное заседание по делу «Кировлеса» в Ленинский районный суд Кирова Алексей Навальный приехал в сопровождении судебных приставов, которых судья Алексей Втюрин обязал обеспечить явку подсудимого на заседание. Сторона обвинения вчера завершила представление своих доказательств, после чего процесс перешел в финальную стадию, а судья до приговора оставил подсудимых под подпиской о невыезде в Кирове.
11-е заседание суда в Ленинском районном суде, где повторно рассматривается дело «Кировлеса», несколько раз откладывалось из-за занятости адвокатов Алексея Навального и Петра Офицерова, из-за краткосрочной госпитализации бывшего главы Вятской лесной компании. Судью Алексея Втюрина, который давно заявил о своем намерении рассматривать дело в ежедневном режиме, эти объяснения не устроили, и он обязал службу судебных приставов обеспечить привод. 31 января приставы искали Петра Офицерова в офисе его защитника Светланы Давыдовой, а господина Навального нашли на планерке основанного им Фонда борьбы с коррупцией и проводили в аэропорт Внуково. Двое приставов даже прилетели с ним в Киров.
В результате заседание началось с ремарки секретаря суда о том, что подсудимые были доставлены на заседание принудительно, с чем ни один из них не согласился. И Алексей Навальный, и Петр Офицеров заявили, что билеты приобрели заранее, а избегать судьи Алексея Втюрина, действия которого они посчитали излишними, не собирались.
«Ваша честь, я считаю, что происходящее имеет признаки преступления. То, что мы видим, в чистом виде вмешательство»,— обратился к судье господин Навальный. И напомнил, что все остальные суды, где должны были быть заняты адвокаты подсудимых, синхронно начали отменять свои заседания, что в колонии в Ямало-Ненецком автономном округе, куда должна была лететь адвокат Давыдова, объявили карантин, а Петра Офицерова без объяснения причин выписали из больницы, куда он лег с подозрением на панкреатит. По мнению политика, «дирижеры» судебного процесса делают все, чтобы он завершился как можно скорее. В этот раз кировский суд и правда рассматривает дело «Кировлеса» куда быстрее, чем три года назад.
Стороне обвинения вчера предстояло завершить представление своих доказательств и передать слово защите, но в начале заседания адвокаты с прокурорами довольно долго спорили, стоит ли приобщать к материалам дела приговор Алексею Навальному, вынесенный по делу «Ив Роше». Адвокат Ольга Михайлова отметила, что по данному делу этот приговор ничего не доказывает, а вскоре и вовсе может быть отменен Европейским судом по правам человека, как и первый приговор по «Кировлесу». «Ничего не доказывает, — согласился с ней прокурор Богданов. — Характеризует».
Ходатайствовали адвокаты и об исключении из материалов дела прослушек телефонных переговоров Алексея Навального с Петром Офицеровым, психолого-лингвистической экспертизы, но все это судья оставил без удовлетворения. А сразу вслед за этим судья Втюрин поднял вопрос об изменении меры пресечения подсудимым, чтобы впредь ему не пришлось обращаться за помощью к судебным приставам, и при этом уточнил, что у него есть документы из отеля, где остановились Алексей Навальный, Петр Офицеров и их защитники.
— Из какого города? — цитирует адвоката Давыдову «Медиазона».
— А это мы сейчас решим, — ответил судья.
— Раз пошла такая пьянка и переписка с отелем, то прошу суд сообщить, что сырники я ждал 40 минут,— вмешался господин Навальный.
Представители гособвинения на удивление оказались не готовы к такому повороту событий, так что судье пришлось даже объявить короткий перерыв. «Мы ехали, чтобы завершить этот процесс, насколько это возможно. Если в пятницу мы не закончим и надо будет приехать в понедельник — приедем в понедельник», — пообещал после него судье и Петр Офицеров.
Споры о мере пресечения продолжились до вечера, подсудимые требовали права хотя бы на выходные выезжать из Кирова к семьям в Москву, Алексей Навальный напомнил, что в субботу собирается открывать свой предвыборный штаб.
Взяв еще одну паузу, судья Втюрин вынес решение: до 10 февраля оставить подсудимых под подпиской в Кирове.