На «Победу» не хватило денег
Лоукостер перестал летать из Кирова в Москву и Петербург
Низкобюджетная авиакомпания «Победа» с 1 февраля прекратила перелеты из кировского аэропорта «Победилово» в Москву, ранее отменив рейсы в Санкт-Петербург. Авиаперевозчик еще в середине января пригрозил отменить рейсы из-за отказа аэропорта сохранить льготы на наземное обслуживание. Однако региональные власти, владеющие аэропортом, навстречу лоукостеру так и не пошли, объяснив отмену льгот необходимостью конкурентного подхода ко всем перевозчикам. Недовольные кировчане собирают подписи под петицией в адрес областных властей, а эксперты отмечают, что правительству придется выбирать между транспортной доступностью региона и бюджетной экономией.
Авиакомпании «Победа» прекратила сотрудничество с кировским аэропортом «Победилово». Еще в середине января перевозчик предупредил менеджмент «Победилова», что не продлит контракт на осуществление регулярных рейсов из Кирова в Москву и Санкт-Петербург, если не будут сохранены льготы на наземное обслуживание. Так как аэропорт не пошел навстречу, с 20 января перевозчик прекратил перелеты в Санкт-Петербург, а с 1 февраля — в Москву.
Рейсы в Москву из Кирова «Победа» запустила осенью 2015 года и летала в столицу шесть раз в неделю. Перелеты в Петербург начались весной 2016 года с периодичностью дважды в неделю. Как пояснили в администрации аэропорта «Победилово», кроме лоукостера, в Москву из Кирова летают еще два перевозчика — «Саратовские авиалинии» и «Руслайн». Первый летает ежедневно утренними рейсами, а второй после ухода «Победы» начал осуществлять вечерние рейсы шесть раз в неделю вместо одного. Конфликт с лоукостером в аэропорту официально не комментируют.
Однако кировчан отмена рейсов «Победы» возмутила: на ресурсе Change.org люди собрали более 1,2 тыс. подписей под петицией с требованием вернуть полеты авиакомпании. Свои требования жители объясняют более низкой стоимостью авиабилетов «Победы». После того как будет собрано 1,5 тыс. подписей, авторы планируют направить петицию в адрес руководства аэропорта и правительства Кировской области. Кроме того, сенатор от Кировской области Олег Казаковцев обратился в ФАС России с просьбой разобраться в этом вопросе, и глава ведомства Игорь Артемьев пообещал провести проверку по факту прекращения перевозок.
В правительстве Кировской области, которому принадлежит аэропорт, возвращать лоукостеру льготы не намерены, а публикации в федеральных СМИ считают попыткой давления на областные власти со стороны авиакомпании «Победа». Как рассказали „Ъ“ в пресс-службе кировского правительства, льготы на наземное обслуживание для авиакомпании «Победа» достигали 80% от стоимости, в то время как остальным перевозчикам льготы в таком объеме не предоставлялись. «Врио губернатора Игорь Васильев считает, что для всех авиакомпаний, обслуживающихся в аэропорту, должны быть созданы одинаковые условия. Тем более что аэропорт зарабатывает в основном именно на наземном обслуживании, а как он будет окупать себя, если будет предоставлять такие скидки? Почему все население Кировской области должно платить в виде налогов за несколько человек, которым достаются дешевые билеты?», — недоумевают в облправительстве.
По данным региональных властей, авиакомпания предлагает лишь несколько дешевых билетов на весь рейс (стоимостью около тысячи рублей. — „Ъ“), а остальные с учетом оплаты багажа и питания превышают стоимость билетов других авиакомпаний, составляющую 3,5–4 тыс. руб. для московского направления. Кроме того, в пресс-службе отметили, что уже после подписания соглашения о предоставлении льгот авиакомпания «Победа» перенесла время вылета из Кирова на поздний вечер. В результате рейс прибывал в столицу поздно ночью, и на просьбу кировских властей сместить время вылета на раннее утро перевозчик не отреагировал. «Никакой массовой волны протеста со стороны жителей региона мы не видим», — заключили в облправительстве, рассказав, что на почту врио губернатора за последний месяц пришла всего одна жалоба от жителя региона с просьбой вернуть рейсы лоукостера.
В авиакомпании «Победа» на запрос не ответили. Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, если региональные власти не пойдут навстречу «Победе», то в Киров перевозчик не вернется. Лоукостеру в отличие от крупных сетевых авиакомпаний необходимо работать с прибылью на каждом направлении, так как нет возможности летать «в ноль» или с убытком на одних направлениях, получая прибыль на других за счет пересадок. «Поэтому региональным властям предстоит решить, стоит ли аэропорту работать в убыток ради обеспечения транспортной доступности региона и покрывать ли этот убыток за счет бюджетных средств. Очевидно, что при таких серьезных скидках прибыльность регионального аэропорта маловероятна», — полагает эксперт.
Куда летают кировчане из «Победилова»
Пассажиропоток кировского аэропорта «Победилово» по итогам 2016 года вырос на 59% к уровню 2015 года и составил 198 тыс. пассажиров, причем около половины объема перевозок пришлось на московское направление. Серьезный прирост в аэропорту объясняют увеличением числа рейсов на южных направлениях — в Симферополь, Сочи и Анапу, а также переход перевозчиков на большие воздушные суда. Всего в аэропорту в прошлом году работало семь перевозчиков, которые летали, кроме столиц и курортов Юга России, в Архангельск, Нарьян-Мар, а также в рамках окружной программы развития региональных авиаперевозок в Самару, Казань, Нижний Новгород, Ижевск, Пермь и Уфу. В 2017 году после завершения приволжской программы субсидирования авиаперевозок из региональных рейсов в расписании остались только Самара и Казань, которые вышли на безубыточность и осуществляются на коммерческой основе.