История мутного времени
Минприроды отчиталось о состоянии водных объектов в РФ
В Минприроды назвали российского лидера по загрязненности рек — хуже всего дела с водными объектами обстоят в Свердловской области. Соответствующие данные приводятся в госдокладе "О состоянии и использовании водных ресурсов РФ". Общий уровень загрязненности рек также остается критическим из-за большого объема сброса неочищенных сточных вод. В природоохранном ведомстве видят решение проблемы в дальнейшей модернизации очистных сооружений, а также промышленных объектов. При этом эксперты и ученые отмечают, что без экологического просвещения населения ситуацию изменить не удастся.
Свердловская область последние пять лет стабильно держится в лидерах по количеству случаев "высокого" и "экстремально высокого" загрязнения рек — на долю региона приходится почти 30% от общего числа таких случаев в РФ. Такие данные приводятся в ежегодном госдокладе Минприроды "О состоянии и использовании водных ресурсов РФ в 2015 году" (это самые свежие данные экологического мониторинга). Лидерами по загрязненности водных объектов также являются Московская (10,9%), Челябинская (5,4%), Мурманская (5,2%), Нижегородская (3,8%) и Тюменская (1,9%) области, а также Хабаровский (6,8%), Приморский (5,6%) и Пермский (1,7%) края. В сумме на вышеперечисленные регионы приходится почти 65% случаев "высокого" и "экстремально высокого" загрязнения в РФ.
Всего на территории России в 2015 году, по данным Минприроды, зарегистрировано более 3 тыс. случаев критического загрязнения — за последние четыре года их суммарное число "находится примерно на одном уровне". Как и ранее, максимальную антропогенную нагрузку испытывают бассейны крупнейших рек РФ — Обь, Волга и Амур: на их долю приходится свыше 70% всех случаев "высокого" и "экстремально высокого" загрязнения. Основными причинами в Минприроды называют сбросы предприятий горнодобывающей, металлургической, нефтяной и целлюлозно-бумажной промышленности, а также ЖКХ.
Лидерами по объему сброса сточных вод в природные водоемы в 2015 году стали Санкт-Петербург (около 1,02 млрд куб. м), Москва (817,79 млн куб. м), Магнитогорск (370,41 млн куб. м), Самара (224,27 млн куб. м) и Владивосток (208,21 млн куб. м). Московский регион и близлежащие территории в природоохранном ведомстве называют "одним из самых неблагополучных в части антропогенной нагрузки на водные объекты в России".
При этом в целом сброс в водные объекты загрязненных сточных вод, не прошедших очистки с 2001 по 2015 год, сократился почти на треть, в том числе в 2011-2015 годах — на 9%, следует из госдоклада "О состоянии и об охране окружающей среды". Уменьшение сброса загрязненных стоков в природоохранном ведомстве объясняют вводом в эксплуатацию новых водоочистных сооружений и установок, а также рациональным водопользованием. По словам пресс-секретаря Минприроды Николая Гудкова, "на сокращение объема сбросов также работает реализация изменений в законодательстве, в том числе, внедрение наилучших доступных технологий (НДТ), которые снижают воздействие на окружающую среду".
"В целом по стране мы оцениваем ситуацию как острую,— заявил "Ъ" Николай Гудков.— В рамках инвестиционных программ российских водоканалов в модернизацию необходимо вкладывать значительно больше средств, в том числе частных — в рамках концессионных соглашений". Начальник отдела связей с общественностью ФГБУ "Центр развития ВХК" Илья Разбаш рассказал, что в рамках ФЦП "Вода России" представителями бизнеса привлечено уже более 100 млрд руб. на обновление очистных сооружений с помощью субсидирования ставки по кредитам. Господин Разбаш также отмечает, что "экологическое просвещение не менее важно, чем внедрение НДТ и субсидирование".
Директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян полагает, что для решения проблемы прежде всего "нужно изменить общественное сознание в отношении к природе". При этом, по его словам, госдоклад Минприроды "не сгущает краски, скорее наоборот — не представляет полной картины". "Если бы система мониторинга водных объектов была лучше, то есть больше постов и станций, чаще бы проводились заборы воды, картина выглядела бы еще более мрачно,— поясняет господин Данилов-Данильян.— У нас все густонаселенные районы с развитой промышленностью или сельским хозяйством отличаются тем, что качество воды там оценивается в лучшем случае как просто загрязненное".