С шумом и пылью
Порт Ванино и группа «Мечел» намерены вкладываться в экозащиту
ОАО «Ванинский морской торговый порт» в 2017 году планирует вложить около 70 млн руб. в систему подавления угольной пыли. Также стивидор пытается снизить долю в перевалке угля в пользу менее вредных лесоматериалов и рассматривает возможность строительства закрытого терминала. Экологическую программу компании стимулировали протесты населения Ванино и предупреждения надзорных структур. Ключевую роль сыграли также переговоры региональных властей с руководством группы «Мечел», основного клиента стивидора. Эксперты приводят в пример международный опыт, по которому экозащитную систему создают до запуска масштабной перевалки угля.
Один из ключевых грузоотправителей крупного дальневосточного порта Ванино — ОАО «Ванинский морской торговый порт» (контролируется «Мечелом») — в 2017 году планирует вложить около 70 млн руб. в создание системы подавления угольной пыли. По словам местных экологических активистов, из-за деятельности предприятия слой угольной пыли покрывает причал и близлежащие территории, а ветер приносит его в поселок (см. “Ъ” от 31 января). Как заявили “Ъ” в стивидорной компании со ссылкой на гендиректора Валерия Балакина, в конце прошлого года порт приобрел снегогенератор, а на этой неделе ожидает поставку еще четырех агрегатов европейского производства, более мощных. Портовые краны также оснащаются системами водяного подавления пыли. Помимо этого, сообщили в компании, рассматривается возможность строительства за шесть лет перегрузочного угольного комплекса с закрытыми вагоноопрокидывателем и конвейерными линиями. Также стивидор проводит диверсификацию грузовой базы с целью снижения доли навалочных пылящих грузов. В частности, предполагается в текущем году почти вдвое увеличить объемы перевалки экспортной лесопродукции — до 1 млн тонн. Заключены договоренности с рядом компаний леспрома, в том числе с ООО «Римбунан Хиджау», ООО ЛАН, ООО «Нанайская лесная оптовая торговля», ЗАО «Смена Трейдинг».
Активизация работ экологического плана вызвана недовольством населения, растущим с 2012 года, момента, когда порт стал наращивать долю угля в перевалке грузов. В прошлом году на предприятии прошло 14 проверок. В декабре 2016 года и январе нынешнего года портовики вынуждены были несколько раз приостанавливать погрузо-разгрузочные работы. Как рассказали “Ъ” в Росприроднадзоре, в течение 2016 года руководство порта четырежды привлекалось к административной ответственности за экологические нарушения, «но действенных мер по обеспечению экологической безопасности… так и не было принято».
Как ранее сообщал “Ъ”, в конце января территориальное управление Росприроднадзора потребовало приостановить деятельность порта на срок до 90 дней, обнаружив в порту незарегистрированные дробильные установки. 27 января ведомство опечатало десять дробильных установок до принятия руководством порта действенных мер по обеспечению экологической безопасности при перегрузке и сортировке угля. Объем несанкционированных выбросов в ведомстве назвали «существенным» для качества атмосферного воздуха и акватории в связи с «круглосуточной работой порта».
После протестов жителей губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт провел совещание с председателем совета директоров ПАО «Мечел» Игорем Зюзиным и гендиректором ООО «Мечел-Транс», членом совета директоров ОАО «Порт Ванино» Алексеем Лебедевым, который представлял интересы иностранных акционеров порта.
В портовой компании настаивают на независимости от «Мечела», называя группу «ключевым клиентом», заинтересованным в бесперебойной работе порта для выполнения обязательств по договорам поставок угля в страны АТР. Между тем все значимые обсуждения проблем порта проходят при непосредственном участии Игоря Зюзина. Именно он пообещал ванинцам решить проблему с пылью, используя опыт европейских стран и Южной Кореи. Господин Шпорт тогда же заявил, что специальная рабочая группа за две недели подготовит программу улучшения экологической обстановки и согласует ее с «Мечелом». «Мы здесь стоим на стороне граждан, процесс будем контролировать и им помогать,— заявил губернатор.— Нам нужны здоровые граждане, которые будут помогать извлекать прибыль».
Заместитель главного редактора журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов отмечает, что в Европе и Северной Америке экологические вопросы начинают решать еще до организации перевалки угля: на территории, предназначенной для строительства терминала, предусматривается создание систем, предупреждающих развеивание угольной пыли. «Применяется широкий спектр устройств — экраны от ветров по всему периметру, закрытые вагоноопрокидыватели, склады с системами аспирации и орошения водой, снегогенераторы и установки создания водяного тумана. Замечу, что крупнейшие угольные терминалы в Антверпене, Копенгагене, Ньюкасле и Норфолке — открытые»,— говорит он. По его словам, использование снегогенераторов и поливочных машин для борьбы с пылью эффективно, но очень важно наладить правильную организацию их работы. «Можно применять и специальные каркасные укрытия, в которых состав с углем движется к опрокидывателю. Они очень удобны, поскольку защищают уголь, когда дует сильный ветер. Именно такие каркасные укрытия сейчас стоят в Восточному порту в Приморье, и они доказали свою высокую эффективность»,— объяснил эксперт.