"Новапорт" напишет правила игры
Холдинг и регион вместе подберут инвестора для аэропорта Иркутска
Иркутская область решилась провести конкурс инвесторов для аэропорта Иркутска, но ключевым партнером региона по проекту по-прежнему остается "Новапорт" Романа Троценко. Стороны хотят создать совместную компанию, которая и выберет оптимальную модель государственно-частного партнерства. Другой претендент на актив — "Базовый элемент" Олега Дерипаски недоволен таким форматом и считает, что у "Новапорта", выступающего и консультантом, и соучредителем проектной компании, возникает конфликт интересов.
Правительство Иркутской области начало подготовку к организации конкурса по выбору инвестора для АО "Международный аэропорт Иркутск", сообщил "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу областного правительства. Регион и "Новапорт" Романа Троценко планируют создать совместную проектную компанию АО "ИркутскАэроИнвест", поскольку "необходимо выбрать оптимальную модель ГЧП". Это СП должно будет определить объем обязательств потенциальных инвесторов, в том числе строительство нового аэропортового комплекса, определить формат, схему и сроки конкурсных процедур по привлечению инвестора "с учетом соблюдения антимонопольного законодательства". Уже определен состав органов управления проектной компании, подготовлена документация для ее регистрации "в ближайшее время". При этом отчуждение акций аэропорта "не производилось", подчеркнули в пресс-службе.
Аэропорт Иркутска — один из последних крупных (пассажиропоток в 2016 году — 1,7 млн человек), до сих пор не имеющий инвестора, хотя дискуссии об этом ведутся с 2014 года. Тогда имущество аэродрома Иркутска (кроме системы организации воздушного движения) было передано региону. В мае 2016 года губернатор Сергей Левченко заявил, что для модернизации авиаузла "должно быть совместное управление" с частным инвестором, уточнив, что ведутся переговоры с "Новапортом". Это вызвало недовольство и у ФАС, и в "Базовом элементе" Олега Дерипаски, также претендовавшей на актив. ФАС предупредила область, что передача "Новапорту" прав на модернизацию и эксплуатацию аэропорта без конкурса "недопустима".
В январе глава правительства региона Александр Битаров не исключил, что аэропорт будет строить другой инвестор: "Может быть, это будет "Новапорт", а может, еще кто-то. Но одного "Новапорта" может не хватить". Переговоры между областью и "Новапортом", по его словам, ведутся как о развитии действующего аэропорта, так и о строительстве нового за пределами Иркутска, фигурирует сумма инвестиций в 20 млрд руб. 4-5 млрд руб., по словам господина Битарова, могут быть вложены в строительство дополнительного терминала действующего аэропорта, 15-16 млрд руб.— в новый аэропорт. Регион планирует определить инвестора до конца первого полугодия. В "Новапорте" не предоставили оперативных комментариев.
Новые совместные планы "Новапорта" и местных властей вновь вызвали недовольство "Базового элемента". В компании "Ъ" сообщили, что предложенный подход предполагает, что один из претендентов "выступает и консультантом, и соучредителем проектной компании, что противоречит сути конкурсного отбора". "Ситуация фактически подразумевает конфликт интересов, если не более серьезное нарушение антимонопольного законодательства",— считают в компании. Там рассчитывают, что ФАС обратит внимание на процедуру и ситуацию вокруг аэропорта. Представитель "Аэропортов регионов" (входит в "Ренову" Виктора Вексельберга) Евгений Красиков сообщил "Ъ", что этот проект "интересен" и компания готова принять участие в отборе.
Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев полагает, что участие одного из потенциальных инвесторов в разработке документации "оправданно вызывает озабоченность" других претендентов, но проект под пристальным вниманием ФАС и отрасли, и появление явно некорректного документа "едва ли возможно". Эксперт напомнил, что аналогичная ситуация в 2014-2015 годах складывалась с аэропортом Перми (регион предпочел в роли инвестора "Ренову"), но в итоге под давлением конкурентов и ФАС был проведен конкурс.