"СГ-Транс" сдал цистерны вслед за "Роснефтью"
Его парком будет оперировать "Трансойл"
Переход "Башнефти" под контроль "Роснефти" изменил расклад сил на рынке железнодорожных цистерн. После того как контракт на перевозки нефтегрузов для НПЗ "Башнефти" отошел к "Нефтетранссервису", "СГ-Транс", обслуживавший эти грузы, решил отдать 8 тыс. высвободившихся цистерн в аренду "Трансойлу". Сам "СГ-Транс" теперь сосредоточится на перевозках нефтехимических грузов. Сделка выгодна обеим сторонам, полагают эксперты, так как сдать в аренду столь крупную партию цистерн на профицитном рынке трудно, "Трансойл" же сможет получить выгодные условия.
"Трансойл" Геннадия Тимченко берет в аренду у "СГ-Транса" (50% — у "Вектор рейл" Алексея Тайчера, Руслана и Тимура Бабаевых, еще 50% — у Александра Бабакова и партнеров) 7,8 тыс. нефтебензиновых цистерн, сообщили "Ъ" три источника на рынке. В "СГ-Трансе" подтвердили переговоры по сделке, пояснив, что далее планируют развивать перевозки в растущем нефтехимическом сегменте. В "Трансойле" "рассматривают различные возможности привлечения нефтебензиновых цистерн у собственников на рынке, включая "СГ-Транс"". В компании это назвали "обычной практикой", которая позволяет поддерживать устойчивость операционной деятельности и нацелена на удовлетворение потребностей клиентов.
Как объясняет источник "Ъ", "Роснефть" после получения контроля над "Башнефтью" приняла решение о закупке 100% услуг по предоставлению подвижного состава для перевозки грузов с уфимских НПЗ у единственного оператора — "Нефтетранссервиса" (НТС). Входящий в "Роснефть" "РН-Транс" объявил о выборе НТС для перевозки 11 млн тонн нефтегрузов с этих НПЗ 10 января. Годом ранее НТС получил пятилетний контракт на грузы самой "Роснефти" почти на 120 млрд руб. (см. "Ъ" от 15 января 2016 года). По словам собеседника "Ъ", "СГ-Транс", на который ранее приходилось 75% от общего объема перевозок "Башнефти", решил передать в аренду весь свой парк цистерн для нефти и нефтепродуктов — около 8 тыс. вагонов. Договор аренды парка заключен с "Трансойлом", "располагающим достаточным объемом грузовой базы для задействования вагонов". Детали сделки не разглашаются, но она заключена на взаимовыгодных условиях, замечает собеседник "Ъ".
Для "СГ-Транса" это наилучший вариант, поскольку, кроме НТС и "Трансойла", претендентов на аренду такой крупной партии цистерн нет, считает глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. "Рынок аренды нефтеналивных цистерн тяжелый, профицитный, перевозки нефтепродуктов сокращаются, и грузы продолжают уходить в трубопроводы, поэтому ставки спроса остаются сравнительно низкими. Для небольших партий при аренде на год они, как правило, не превышают 500 руб. в сутки, причем многие крупные арендаторы обозначают уровни даже в 400 руб.",— поясняет эксперт. Из почти 8 тыс. нефтеналивных цистерн "СГ-Транса" 4,58 тыс.— в финансовом лизинге, и, чтобы покрыть лизинговые платежи, ставка аренды по передаваемому парку должна составить не менее 600 руб. без НДС в сутки, говорит он.
Сам НТС в январе-феврале испытывает острейшую потребность в цистернах для вывоза нефтепродуктов с НПЗ "Башнефти" и готов заключать договоры аренды по ставкам до 800 руб. в сутки, но лишь на несколько месяцев до начала речной навигации, рассказывает господин Бурмистров. Затем, по его словам, профицит цистерн увеличится и потенциальные арендодатели будут сговорчивее. В то же время у "Трансойла" есть парк, по которому долгосрочные договоры аренды заключались в период более высоких ставок, и сделка с "СГ-Трансом" позволит вывести их из аренды. Как замечает эксперт, у "Трансойла" в аренде более 13 тыс. цистерн, из которых около 5,3 тыс. эстонских, 1,4 тыс. казахских, почти 1 тыс.— от Brunswick Rail.