Обозреватель «Коммерсантъ FM» Андрей Воскресенский — о том, что позволяет ресторанному бизнесу оставаться главным арендатором на столичном рынке стрит-ритейла.
Фото: Павел Соловьев, Коммерсантъ
Рестораторы остаются самыми активными арендаторами на московском рынке стрит-ритейла. Доля ресторанов и кафе сегодня составляет 32%, они также формируют значительную часть нового спроса — 28% в общем объеме заявок. Такие данные приводят эксперты компании JLL.
Рестораны исторически являются основными игроками на рынке торговых коридоров: центральные улицы привлекают их высоким трафиком. Однако новые помещения в центре столицы не открываются, следовательно, развитие одного сектора возможно только при вытеснении другого. Так и происходит: в течение 2016 года значительно сократилось число арендаторов банковского сегмента. Если в I квартале они занимали более 17% помещений, то к концу IV квартала — лишь 13,5% Основная причина — продолжающаяся политика Центрального Банка по «оздоровлению» финансового сектора. В общем, «масло вместо банкоматов». В таком направлении развивается стрит-ритейл в московском центре.
Ставки аренды на этом рынке оставались стабильными на протяжении всего года, максимальная стоимость находилась на уровне 250 тыс. руб. за кв. м в год. В то же время в IV квартале отмечен рост средней ставки аренды на Новом Арбате (до 115 тыс. руб. за кв. м в год) и Тверской (до 105 тыс. руб.). Спрос со стороны арендаторов на этих улицах резко упал после тотального запрета на парковку. Зато проведенное этим летом «благоустройство» повысило пешеходный трафик, и популярность двух главных московских улиц снова начала расти.