«Кошелек» захлопнулся
Как Алексей Навальный будет собирать деньги на предвыборную кампанию
Сервис «Яндекс. Деньги» закрыл кошелек для сбора средств на избирательную кампанию Алексея Навального. Об этом «Коммерсантъ FM» рассказал начальник предвыборного штаба политика Леонид Волков.
Оппозиционер добавил, что на долю электронного кошелька приходилось порядка 45% всех собранных средств. Всего на сегодняшний день Навальному удалось привлечь 18 млн руб. пожертвований. По словам главы штаба Леонида Волкова, до конца года команда Навального планирует собрать еще 280 млн руб. Без «Яндекс. Кошелька» штабу придется сложнее, добавил Волков.
«Отключение этого платежного инструмента, конечно, по нам сильно ударило, но мы были готовы. Мы разработали новые платежные инструменты, которые предлагаем на сайте, и надеемся, что поток пожертвований не сократится, а перераспределится на другие каналы. Сейчас нам можно перевести деньги с карты на карту, по реквизитам банковского счета, работает PayPal, и мы также принимаем биткойны, — рассказал он. — Предвыборная кампания по закону начнется в декабре 2017 года. До этого времени у нас идет не предвыборная кампания, а кампания за допуск на выборы, за регистрацию Алексея Навального в качестве кандидата в президенты. Наша оценка бюджета предвыборной кампании — в районе 1 млрд руб., как минимум».
У самовыдвиженцев, как правило, очень ограниченный источник сбора средств на свою кампанию. В этом смысле партийному кандидату гораздо легче, отметил политолог, профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев.
«Навальный по графикам своей популярности находится в довольно низкой точке. Повышение или понижение этого уровня все равно несущественны и не сильно сказываются на финансировании его работы. Что такое в рамках избирательной президентской кампании 100 руб., 500 руб., даже 5 тыс. руб.?, — заметил он. — У кандидата-самовыдвиженца, как правило, очень малое количество спонсоров. Это могут быть деньги различных юрлиц, физических лиц. Специалисты ЦИК проверяют, откуда поступили деньги. Вопрос здесь не только в источнике, а именно в прозрачности поступлений. Чем крупнее и мощнее партия, тем больше у нее источников поступлений».
Регистрация кандидатов на выборы президента в 2018 году еще не началась. После официального утверждения претендентов каждый из них должен будет сформировать свой избирательный фонд. Его сумма не должна превышать 400 млн руб. Отчеты обо всех расходах участники предвыборной гонки должны направлять в Центральный избирательный комитет. Сколько потратили кандидаты на прошлых выборах президента в 2012 году, в справке «Коммерсантъ FM».
Больше всего на предвыборную кампанию потратил действующий президент России Владимир Путин. По данным ЦИК, расходы его избирательного фонда на агитацию составили почти 370 млн руб. Чуть меньше потребовалось самовыдвиженцу Михаил Прохорову: он потратил 319 млн руб. и занял третье место. Кандидат набрал 8% голосов. Кандидату от партии КПРФ Геннадию Зюганову потребовалось на кампанию чуть больше 250 млн руб., а лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому — 210 млн руб. Самые скромные затраты на предвыборную гонку в 2012 году были у «справедливоросса» Сергея Миронова. Его избирательный фонд потратил около 120 млн руб.
Основные статьи расходов — это агитация в СМИ, изготовление листовок, плакатов и рекламных щитов. Также большую долю в тратах избирательных фондов занимают встречи с избирателями и организации митингов.
Сейчас будущее Алексея Навального как кандидата в президенты под вопросом. 8 февраля политику будет вынесен приговор по делу «Кировлеса».