Возвращение рейдера

Как бизнесу уберечься от захвата

Российские предприниматели чаще всего жалуются на рейдерство. Половина всех обращений бизнеса в Генпрокуратуру связана с незаконным захватом предприятий.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В ведомстве с лета 2016 года работает «горячая линия» для предпринимателей. Больше всего сообщений о рейдерстве поступает из Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края. Как в России отбирают бизнес, и можно ли от этого защититься? Председатель общественной организации «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева отметила, что в основном в процедуре захвата компаний участвуют сами силовики.

«Основной инструмент по отбору бизнеса — это уголовное преследование, которое организуется с помощью связки силовых структур и прокуратуры. Используя сфальсифицированные дела, на предпринимателей оказывают давление. Человек или добровольно отдает бизнес, или его сажают. Ситуацию нагнетают силовые органы, ОМОН, приходя в офис, проводя обыски. Все эти ночные допросы действительно жутковаты. Цель силовиков — запугать человека, чтобы он максимально быстро отдал свой бизнес, все бросил, уехал в любую другую страну и никогда сюда больше не возвращался», — сказала она.

Даже если к рейдерским действиям причастны правоохранители, у бизнесмена есть шанс защититься, полагает адвокат московской коллегии «Клишин и партнеры» Дмитрий Васильченко. По его мнению, для этого компаниям необходимо ответственно подойти к подбору кадров.

«У предпринимателя должен быть хороший финансист и хороший юрист. Финансист, естественно, обеспечивает какие-то условия для продвижения бизнеса. С другой стороны, и процедура банкротства, и продажа за бесценок активов предприятия в ходе банкротства — это довольно отработанная вещь. Собственник или бывший собственник имеет мало влияния на то, что происходит с его бизнесом. Второе важное условие — хорошее юридическое сопровождение, защита, которые нужны для ведения корпоративных, акционерных процедур, исключения угрозы наездов со стороны правоохранительных органов, которые могут возникнуть не из-за злого умысла, а из-за незнания юристом нюансов сделки», — отметил он.

В конце прошлого года Госдума приняла закон, усиливающий уголовную ответственность правоохранителей за неправомерное преследование бизнеса. Новая санкция предполагает до 10 лет лишения свободы.

Григорий Колганов

Вся лента