«Магнит» пошел по грибы
Ритейлер приступил к строительству центра по выращиванию шампиньонов с объемами инвестиций в 1,8 млрд рублей
Один из крупнейших ритейлеров России — «Магнит» приступил к строительству собственного центра по выращиванию шампиньонов на площади 245 га с объемом инвестиций в проект порядка 1,8 млрд руб. Компания планирует производить под Краснодаром 6,4 тыс. т грибов ежегодно и выйти на годовую прибыль 95,8 млн руб. По оценкам экспертов, предприятие способно занять от семи до десяти процентов российского рынка этой продукции. Однако планам «Магнита» может помешать строительство в Краснодарском крае и стране в целом похожих комплексов и, как следствие, обострение конкуренции, дефицит квалифицированного персонала и зависимость от закупок ингредиентов за рубежом, считают эксперты.
Тепличный комплекс «Зеленая линия», который принадлежит крупнейшему российскому ритейлеру «Магнит», приступил к строительству центра по выращиванию шампиньонов в Краснодаре, сообщили „Ъ-Кубань“ источники в компании. По данным, которые подтвердили в самом «Магните», объем инвестиций в комплекс составит почти 1,8 млрд руб.
На площади 245 га планируют возвести компостный цех и цех по выращиванию шампиньонов на 24 камеры, оснащенные климатическим оборудованием с автоматизацией и механизацией отдельных технологических процессов.
В планах компании — выйти на производство 6,4 тыс. т грибов в год и получить годовую чистую прибыль в размере около 95,8 млн руб.
Собственное производство тепличных овощей «Магнит» развивает с 2012 года, когда запустил на площади 40 га проект по выращиванию огурцов и томатов для своих продуктовых магазинов. Позже площадь этого тепличного комплекса была увеличена вдвое — до 80 га.
По данным системы «Картотека.ру», ООО «Тепличный комплекс „Зеленая линия”» зарегистрировано в июле 2001 года. Его учредитель — АО «Тандер» (доля в уставном капитале приближается к 100%, 22 млн руб.). По данным бухгалтерской отчетности за 2015 год, выручка общества составила 2,8 млрд руб., чистая прибыль — 836,6 млн руб., кредиторская задолженность — 95,7 млн руб.
«Проект в итоге может занять около 10% российского рынка, а его рентабельность „Магнит“ переложит на розничный сегмент. Обычно крупные компании показывают уровень рентабельности по операционной прибыли около 10% при нынешнем курсе рубля и балансе спроса и предложения»,— говорит финансовый аналитик ГК «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. Эксперт в разговоре с „Ъ-Кубань“ также отметил, что рынок выращиваемых грибов в стране составлял до экономического кризиса около 1 млрд руб. Однако после девальвации рубля и введения контрсанкций импорт этого продукта сократился, а производство в РФ выросло почти в 2,5 раза из-за низкой капиталоемкости производства. За счет роста цен рынок культивируемых грибов в России на сегодняшний день составляет около 3 млрд руб.
Президент ассоциации «Теплицы России» и один из авторов Концепции развития грибоводческой отрасли России Аркадий Муравьев подчеркивает, что появление крупных предприятий в этой сфере поможет вытеснить импорт грибов, доля которого на рынке Российской Федерации сегодня составляет почти 90%. «Россия ежегодно потребляет около 100 тыс. т грибов, из них 14% составляют шампиньоны и вешенки отечественного производства, большая часть импорта идет из Китая и нелегально — из Польши и Литвы»,— отметил эксперт.
Господин Муравьев также считает, что новое предприятие может столкнуться с проблемой нехватки квалифицированных специалистов: «Ошибки, связанные с подбором для „Зеленой линии” оптимальных материалов и технологий для производства, могут увеличить сроки выхода на проектную мощность». Собеседник „Ъ-Кубань“ подчеркнул, что в этом году планируется начало строительства нескольких крупных предприятий по производству грибов — в Белореченском и Кореновском районах Краснодарского края, в Татарстане и ряде других регионов России, поэтому планам «Магнита» может помешать конкурентная борьба.
Руководитель проектов практики АПК КГ «НЭО Центр» Екатерина Михалева обратила внимание на относительно небольшую капиталоемкость центра при заявленных мощностях (0,28 млн руб. на 1 тыс. т продукции) по сравнению с другими аналогичными проектами в России. По мнению собеседницы „Ъ-Кубань“, это позволит компании предлагать более низкую цену на товар по сравнению с конкурентами.
Госпожа Михалева также замечает, что срок окупаемости проекта «Магнита» может составить порядка восьми лет, а доля компании при выходе на проектную мощность — до 7% российского рынка. «Помешать темпам развития производства может зависимость от импортных поставок мицелия (грибной основы), отсутствие опыта у сборщиц грибов и кадровый дефицит»,— отметила собеседница „Ъ-Кубань“.