"Администрация Дональда Трампа может сыграть важную роль в урегулировании кризиса на Украине"
Постпред РФ при ООН Виталий Чуркин о перспективах сотрудничества с США
В преддверии Дня дипломата постпред России при ООН ВИТАЛИЙ ЧУРКИН рассказал корреспонденту "Интерфакса" КСЕНИИ БАЙГАРОВОЙ, специально для "Ъ", о чем он говорил со своей новой американской коллегой, почему уже поздно создавать зоны безопасности в Сирии и что будет, если США урежут свой взнос в ООН.
— Недавно вы встретились с новым постпредом США при ООН Никки Хейли, а до этого сказали, что хотите поговорить с ней "о жизни, обо всем". Удалось ли так поговорить и каковы ваши впечатления?
— Если не "обо всем", то о многом. И о жизни тоже. Об особенностях дипломатической жизни и работы. И конечно, о тех проблемах, с которыми нам предстоит иметь дело, прежде всего в Совете Безопасности ООН. Впечатления, не скрою, положительные. Думаю, с Никки Хейли будет интересно работать.
— Каковы ваши ожидания от новой администрации США применительно к Совбезу ООН?
— Думаю, что администрация Дональда Трампа может сыграть важную роль в урегулировании кризиса на Украине. Сейчас, когда в Совбезе председательствует Украина, эта тема вернулась в Совет. 2 февраля состоялось открытое официальное заседание Совета Безопасности. Бросилось в глаза, что атмосфера дискуссии сильно отличалась от той, что бывала раньше. Украину, по сути, поддержали лишь две делегации — Британии и США (последние — в "стандартных" формулировках). Остальные с разными акцентами высказались за политическое урегулирование и выполнение минских договоренностей. То есть именно за то, чего добиваемся и мы.
К первоочередным проблемам, стоящим перед Совбезом ООН, с уверенностью можно также отнести сирийское урегулирование и борьбу с терроризмом, и тут есть серьезная почва для взаимодействия с Соединенными Штатами.
— Стало ли легче с приходом новой администрации взаимодействовать с Вашингтоном по Сирии? И какую роль вы сегодня отвели бы США в сирийском урегулировании?
— Пока оценку давать рано. Как известно, титанические усилия по урегулированию в Сирии предпринимали министр иностранных дел России Сергей Лавров и тогдашний госсекретарь Джон Керри. Они вырабатывали совместные идеи и подходы к сирийскому урегулированию. Но затем госсекретарь Керри публично признал: то, что вырабатывалось, впоследствии блокировалось другими "ветвями" администрации, ставились многочисленные "палки в колеса".
Будем надеяться, что сейчас у новой администрации возобладает более последовательный подход. Рассчитываем, что вполне понятный призыв президента Трампа совместно бороться с ИГИЛ ("Исламское государство", запрещенная в РФ группировка.— "Ъ") ретранслируется в конкретные подходы.
— Говоря о "конкретных подходах", вы имеете в виду учреждение каких-то новых переговорных форматов?
— Наверное, можно возродить и тот формат, о котором в свое время договаривались Лавров и Керри. Но форматы могут быть разными. Важно, как именно мы работаем в этих форматах. США могут активно подключиться к уже предпринимаемым шагам. Вы знаете, что мы приглашали американцев на встречу в Астане под председательством России, Турции и Ирана. США на ней в итоге представлял посол в Казахстане, что понятно с учетом переходного периода в стране после выборов. Сейчас надо сделать следующий шаг. 20 февраля состоится женевская встреча по Сирии под эгидой ООН. Без позитивной и более или менее активной роли США серьезно продвинуться в урегулировании будет еще сложнее. А если все факторы сложатся, то будет надежда на то, что этот шестилетний кошмар удастся прекратить.
— Недавно Дональд Трамп выдвинул идею о введении зон безопасности для беженцев в Сирии. Как вы относитесь к этой инициативе, обсуждали ли ее с коллегами в ООН?
— Здесь, в ООН, американцы нам ничего не говорили о зонах безопасности. Могу высказать личное мнение по этому поводу: события в Сирии уже обогнали идею создания зон безопасности. Сейчас, слава богу, действует режим прекращения огня, завязываются переговоры между правительством и оппозицией, в том числе и вооруженной, теперь настает время вести речь о возвращении беженцев в свои дома.
Если начать сейчас организовывать какие-то зоны безопасности, пусть даже это будет происходить корректно с международно-правовой точки зрения, в частности с проведением консультаций с правительством Сирии, это отвлечет внимание, силы и средства от важнейшей задачи по возвращению людей в их дома и обеспечению им нормальной жизни. Именно возвращение беженцев в места их постоянного проживания может дать второе дыхание процессу политического урегулирования в Сирии.
— Новая администрация США недавно объявила о намерении сократить на 40% свои платежи в ООН. Как это может сказаться на ее деятельности, учитывая, что США — главный плательщик в бюджет организации?
— Во-первых, хотелось бы надеяться, что в Вашингтоне в полной мере осознают: ООН — это не подарок США миру, а международная структура, играющая исключительно важную роль в решении мировых проблем. Во-вторых, надо будет разобраться, что именно намерены урезать США. В системе ООН есть обязательные и добровольные платежи. Первые начисляются в соответствии с определенной коллективно согласованной шкалой. Если бы США пошли по пути неуплаты по обязательным взносам, то это прежде всего больно ударило бы по имиджу Вашингтона. Не говоря уже о существующем правиле, что, если задолженность страны превысит ее двухгодичный взнос, ее лишают голоса на Генассамблее ООН. Думаю, до этого дело не дойдет.