Заправленному верить

О чем надо помнить, вставляя шланг

Прежние времена, если верить анекдотам, были намного честнее нынешних. Продавцы пивных ларьков, например, честно спрашивали клиентов, как они предпочитают: напиток разбавить или недолить? В наши дни другие и реалии, и анекдоты. И тот парадокс, например, что при падающей цене нефти бензин в стране почему-то дорожает, остряки объясняют просто: видимо, дорожает то, чем бензин разбавляют. А между тем юмор этот с плохой примесью.

Законодательство предъявляет довольно жесткие требования к топливу - сейчас у нас разрешается продавать только экологического класса 5. Он обеспечивает чистоту выхлопа и подходит для самых современных двигателей. Но, как и все хорошее, стоит денег. Ведущие нефтеперерабатывающие компании страны вложили в переоборудование своих заводов , разумеется, хотят, чтобы эти деньги не пропали зря. Государство тоже заинтересовано в соблюдении законов - тут важна экономическая составляющая, ведь честные поставщики платят акцизы и налоги, а те, кто занимается подделками, делают это именно для того, чтобы сократить свои расходы. Сейчас производители и органы власти активно обсуждают меры противодействия подделкам.

НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ БЕНЗИН

А чем грозит некачественное топливо автомобилю? Чистота - залог здоровья не только человека, но и двигателя. Чистый бензин обеспечивает бесперебойность работы и долговечность силовой установки. То, что мы заливаем в бак, должно быть прозрачным. Мутная жидкость, скорее всего, содержит что-то нехорошее. Механическая дрянь, как ни странно, менее опасна: она либо осядет в баке, либо будет остановлена фильтрами. Хуже, если в составе топлива намешано что-то по рецепту от Василия Алибабаевича, например. Или если оно разбавлено обычной водой. Тем более что вода и так собирается в баке - конденсируется из воздуха - без всякого злого умысла. В среднем в любом автомобиле можно обнаружить стакан-другой, а то и литр воды. В больших количествах вода грозит как сбоями в работе двигателя, так и повреждением топливной аппаратуры. Зимой вода может просто замерзнуть в насосе или в топливопроводах.

ПРОДАВЦЫ

контрафактного топлива нередко маскируются под известные сетевые бренды, выбирая созвучные названия, цвета и стиль АЗС. Вот только топливо на таких АЗС совсем иного качества.

ПО РАЗЛИЧНЫМ
оценкам, среднегодовой оборот контрафактного моторного топлива в России составляет от 6 млн до 10 млн тонн.

 

Вредные добавки

Главный параметр, по которому мы обычно выбираем бензин, это октановое число. Чем оно выше, тем устойчивее топливо к детонации. Это позволяет использовать бензин более интенсивно - то есть снимать с того же объема двигателя больше мощности. Естественно, бензин с более высоким октановым числом стоит дороже. Обычно октановое число повышают с помощью специальных добавок. Долгие годы главным средством был тетраэтилсвинец. Сегодня он запрещен практически везде. На смену ему пришла новая добавка - метил-трет-бутилововый эфир (МТБЭ). По ГОСТу содержание эфира может составлять до 15 процентов. Но эфир на то и эфир, чтобы легко испаряться. Поэтому в качественном бензине обязательно есть еще и присадки, которые это испарение замедляют. А если производитель сэкономил, то без присадок этот самый МТБЭ может начать исчезать из бензина еще по пути к баку автомобиля, особенно в жаркую погоду. "Кража" будет сказываться не только на километраже, поменяется и октановое число горючего. И АИ-92 в баке вашего автомобиля по факту превратится в АИ-90 или даже АИ-88. К счастью, большинство современных двигателей имеют датчик детонации и при "стуке" в цилиндре блок управления меняет угол опережения зажигания. Но его характеристики на бензине с низким октановым числом будут хуже: мощность уменьшится, а потребление топлива вырастет.

УКРАЛИ

Потери государственного бюджета от неуплаты акцизов из-за реализации контрафактного автомобильного топлива в 2014-2015 годах оцениваются в сумму 75-85 миллиардов рублей.

ЧТОБЫ СНИЗИТЬ РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНДЕНСАТА
в баке, старайтесь заправлять "до полного" и не расходовать топливо до предела, особенно зимой или при сырой погоде. Это уменьшит возможности для конденсации влаги и воздуха. А та вода, что уже есть, будет частично перемешиваться с топливом в очень небольших количествах и испаряться в двигателе.

 

Железный поток

На заправочных станциях сомнительного происхождения и вида, которые нередко встречаются в российской глубинке, сохранился ныне противозаконный метод - присадки на основе марганца и железа. При сгорании топлива железо оседает как на поверхности цилиндров, так и на свечах. На современных моделях свечами дело не ограничится: металл может осесть на датчике кислорода в системе выхлопа, и блок управления начнет получать неправильные команды. В лучшем случае придется менять свечи и датчик, в худшем - можно загубить еще и нейтрализатор. Самого разного рода образования и нагар могут погубить двигатель и довести автолюбителя до дорогостоящего ремонта. Если из-за об-разования наростов на клапане он перестанет закрываться, то это сначала ухудшит смесеобразование и сгорание, а после может при- вести к встрече клапана и поршня. Клапан гнется, двигатель - под капремонт...

 

По соточке?

"ЛУКОЙЛ",

А еще в бензине может содержаться спирт. До пяти процентов этанола и до одного процента метанола. Особого вреда спирт не приносит - даже наоборот, он способен слегка повысить октановое число и, кроме того, "связать" воду в баке. В некоторых странах спирт, так называемый биоэтанол, можно добавлять в бензин. Но вот в больших количествах он уже повреждает топливную аппаратуру - двигатели, предназначенные для работы на смесях с высоким содержанием спирта, имеют отличия в конструкции форсунок и системы зажигания. С метанолом еще хуже. При его сгорании в отработавших газах оказывается много кислорода, и блок управления воспринимает это как признак избытка в смеси воздуха. И потому добавляет топлива при впрыске. В итоге топливо недогорает, состав отработавших газов ухудшается, и электроника начинает уменьшать объем впрыскиваемого топлива. И так постоянно - двигатель работает нестабильно. А несгоревшее топливо портит нейтрализатор. Так что употребление метанола двигателю так же вредно, как и человеку.

С 1 ИЮЛЯ 2016 ГОДА

в России запрещен оборот топлива экологического класса ниже Евро 5, в котором содержание серы превышает 10мг/кг.

ДЛЯ УДАЛЕНИЯ
влаги можно использовать специальные присадки: они помогают воде соединяться с бензином и испаряться в цилиндре без ущерба для двигателя.

 

Доверяйте только проверенным

Защитить двигатель от поддельного бензина сам водитель вряд ли сможет - при заправке можно оценить разве что внешний вид. Поэтому главным средством борьбы за качество топлива для обычного человека остается выбор АЗС с хорошей репутацией. Крупные производители контролируют работу заправок, использующих их бренды. Например, "", обязал использовать топливо своего производства не только принадлежащие ему колонки, но и АЗС, работающие по его франшизе.


Вся лента