«Никогда не поздно начать хирургическое вмешательство»

Виталий Манский в интервью «Ъ FM» — о конфликте культуры и «активистов»

Государство будет жестко реагировать на экстремистские проявления в отношении культуры. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что власти не допустят провокаций в адрес фильма Алексея Учителя «Матильда». Свою оценку ситуации в беседе с корреспондентом «Коммерсантъ FM» Полиной Смертиной дал режиссер Виталий Манский.

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

— Развивается история с письмом кинематографистов в поддержку фильма «Матильда», и сегодня пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов, сказал, что будут пресекаться возможные провокации, организацию, грозившую поджогами кинотеатров, он назвал экстремистами. Ваше мнение: достаточно ли будет такой реакции, чтобы прекратить нападки на фильм? Можно ли сказать, что раз Кремль высказался так резко, то активистов остановят? Или, если запущен маховик, то его не остановить?

— Я бы относился к этому как к позитивному явлению. Кремль показал, что он располагается не на планете Марс или в каком-нибудь созвездии Центавра, а все-таки в России. И то, что происходит в России, он слышит — в том числе те общественные волнения и тревоги, которые выразили кинематографисты и деятели культуры в связи с очевидными проблемами с надвигающейся церковной цензурой, с проявлениями нетерпимости со стороны прикрывающихся своей верой людей, неких общественных организаций, существующих или подпольных. То, что Кремль назвал вещи своими именами, — это уже хорошо. Я не думаю, что сегодня Кремль пойдет дальше, что мы увидим какое-то расследование, кто эти люди, которые совершенно очевидным образом нарушали действующее законодательство, формулируя угрозы и прокатным организациям, кинотеатрам, и потенциальным зрителям. Было бы, конечно, очень здорово, если бы это произошло. Но и первый шаг нужно приветствовать. Получается, открытое письмо кинематографистов было услышано. Но мне кажется очень важным, чтобы подобную оценку дал не только Кремль, но, коль скоро мы обсуждаем некие клерикальные вопросы, оценку дала и Русская православная церковь. А дальше уже будем смотреть, как это все будет происходить на практике. Я глубоко убежден, что фильм «Матильда» выйдет в прокат. И очень надеюсь, что никто из зрителей не пострадает от нападок со стороны тех, кто сейчас распространяет угрозы. Но в целом проблема шире, чем конкретно фильм «Матильда».

— Можно ли допустить, что власть поздно спохватилась, и это уже не остановить, эта паника в обществе будет продолжаться?

— Я считаю, что никогда не поздно начать процесс выздоровления или какого-то, может быть, хирургического вмешательства. А даже если совсем поздно, то, по крайней мере, похоронить с почестями. Мы все же еще находимся в светском государстве, мы живем по действующей Конституции, поэтому я бы не сказал, что уж совсем поздно восстановить те институты, которые являются официальным статусом нашего бытия, нашего юридического в том числе существования. Происходит как раз посягательство на существующее законодательство, потому как по законодательству церковь отделена от государства, цензура неприемлема и так далее. В данном случае высказывание Кремля устами Пескова находится в зоне а) позитивного, б) не фатального опоздания. Это сделано, конечно, с опозданием, но еще есть все шансы как-то хотя бы вот в этом пространстве, — мы не говорим сейчас о политике, о других проблемах, которые мы все понимаем, — восстановить какой-то закон, просто восстановить закон.

Вся лента