УВЗ выехал из суда с тележкой
Корпорации удалось оспорить аннулирование патента на свое изобретение
Корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) через суд по интеллектуальным правам отстояла свое исключительное право на изобретение «Тележка железнодорожного вагона». В мае Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) аннулировала этот патент, признав конструкцию не уникальной, а в августе корпорация подала иск в суд. Эксперты отмечают, что УВЗ удалось избежать существенных финансовых потерь, которые бы повлекло за собой аннулирование патента.
Вчера московский суд по интеллектуальным правам отменил решение Роспатента от 27 мая 2016 года о признании недействительным патента на изобретение № 2200681 «Тележка железнодорожного вагона», принадлежащего корпорации УВЗ. «Обязать Федеральную службу по интеллектуальной собственности восстановить правовую охрану патента на изобретение», говорится в материалах дела. Кроме того, суд постановил взыскать 3 тыс. руб. судебных расходов в пользу УВЗ с консалтингового агентства «Аспид» (Екатеринбург), которое участвовало в деле в качестве третьего лица. Ранее именно оно обратилось в Роспатент с инициативой аннулировать патент УВЗ. Решения уже вступили в законную силу, но могут быть обжалованы в президиум суда по интеллектуальным правам в течение двух месяцев со дня его принятия.
Изобретение № 2200681 «Тележка железнодорожного вагона» относится к конструкции сменных наличников, устанавливаемых между буксами и боковыми рамами тележки. Технический результат — повышение износостойкости и долговечности надбуксового проема боковой рамы, а также облегчение ремонта. Уралвагонзавод получил патент на изобретение тележки железнодорожного вагона в 2001 году. После этого корпорация стала получать деньги от сторонних предприятий за использование ее изобретения. По информации Роспатента, соглашение на использование патента заключили шесть компаний.
Напомним, Уралвагонзавод уже не первый раз доказывает свое исключительное право на тележку. В 2012 году РЖД обратились в Роспатент с просьбой аннулировать этот патент. По информации РЖД, конструкция тележки не является изобретением УВЗ: ее аналоги выпускаются в Канаде и США, а первый в мире патент на аналогичную конструкцию был зарегистрирован в 1931 году. Роспатент согласился с доводами РЖД и признал патент полностью недействительным. Но в июне 2014 года УВЗ через суд восстановил регистрацию патента.
В 2015 году УВЗ выиграл несколько исков к конкурентам, использовавшим его запатентованную технологию. Например, Тихвинский вагоностроительный завод принял решение урегулировать иск на 341 млн руб. Предприятие согласилось выплатить Уралвагонзаводу 30 млн руб. отступных, а затем перечислять 2% с продаж вагонных деталей, в которых использовалась технология.
Как отметил эксперт по интеллектуальной собственности Евгений Дедков, из-за аннулирования патента УВЗ на тележку в первую очередь пострадали бы экономические интересы Уралвагонзавода. «По законодательству патент обеспечивает исключительное право компании на соответствующее техническое решение. Это означает, что никто без согласия патентообладателя на территории Российской Федерации не в праве использовать данное техническое решение. А именно: ввозить аналогичную продукцию в страну, производить, рекламировать и продавать ее, а также осуществлять иные способы ее введения в гражданский оборот. А при отсутствии патента все заинтересованные лица имеют право на все вышеперечисленные действия», — пояснил господин Дедков.