Бывший замгендиректора Спецстроя заключил свою главную сделку
Благодаря сотрудничеству со следствием Александр Буряков вернулся из СИЗО домой под охрану
Как стало известно "Ъ", бывший замгендиректора Федерального агентства по специальному строительству (Спецстрой) Александр Буряков был переведен из СИЗО под домашний арест, а к тому же взят под госзащиту. Произошло это после того, как обвиняемый в крупных хищениях дал показания о получении взяток бывшим первым заместителем главы Спецстроя Александром Загорулько, также находящимся под арестом. Последнему Мосгорсуд вчера отказался изменить меру пресечения.
По данным источников "Ъ", Александр Буряков заключил досудебное соглашение о сотрудничестве с заместителем генпрокурора Виктором Гринем. В рамках сделки господин Буряков рассказал о том, что бывший заместитель главы Спецстроя Загорулько получал откаты за заключение крупных контрактов с подрядчиками. Аналогичные сведения в правоохранительные органы поступили и от экс-главы "Дальспецстроя" Юрия Хризмана, которого вместе с подельниками судят в Дальневосточном окружном военном суде за хищение 5,2 млрд руб. при строительстве космодрома Восточный.
Проверив показания господ Бурякова и Хризмана, главное военное следственное управление (ГВСУ) СКР возбудило в отношении Александра Загорулько уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК (получение взяток в особо крупном размере). Затем по решению Генпрокуратуры в ГВСУ СКР из следственного департамента МВД было передано дело о хищениях в Спецстрое, в рамках которого господа Загорулько и Буряков были арестованы в прошлом году. Военное следствие уже объединило оба уголовных дела, а затем, по данным источников "Ъ", обратилось в суд, который перевел господина Бурякова из СИЗО под домашний арест. Более того, уже дома бывший заместитель главы Спецстроя был взят под охрану сотрудниками ФСБ. Источники "Ъ", близкие к следствию, сообщили, что госзащиту господину Бурякову предоставили после того, как в его адрес и адрес членов его семьи стали поступать угрозы, якобы связанные с его сотрудничеством со следственными органами.
В свою очередь, господин Загорулько, узнав о возбуждении нового уголовного дела и данных на него показаниях, оказался в больнице СИЗО "Матросская Тишина". Вчера из-за состояния здоровья господин Загорулько не смог выступить на заседании апелляционной инстанции Мосгорсуда по видео-конференц-связи.
Апелляционные жалобы Александром Загорулько и еще одним фигурантом расследования хищений в Спецстрое предпринимателем Кадыром Карахановым были поданы вскоре после ноябрьского решения Тверского райсуда о продлении им ареста до 28 февраля 2017 года.
Выступая в суде, их адвокаты Валерий Объедков и Рустам Мусаев утверждали, что у следствия недостаточно доказательств вины подзащитных. При этом господин Объедков заявил, что все обвинения в отношении Александра Загорулько держатся на показаниях его подельника Александра Бурякова.
"После передачи дела из МВД в СКР никакие следственные действия с Александром Загорулько не проводились,— заявил "Ъ" защитник Объедков.— Поэтому нас не информировали о том, дал ли Александр Буряков какие-то новые показания и пошел ли на сотрудничество со следствием. Об этом мы сможем узнать лишь в Тверском суде в середине февраля, когда следствие планирует продлить арест Александру Загорулько. К сожалению, иных способов узнать о результатах следствия у защиты нет".
Выступая в апелляционной инстанции, адвокаты ссылались и на то, что следователи СКР не обосновали утверждения о том, что подследственные, находясь на свободе, могут скрыться, оказать давление на свидетелей либо помешать расследованию или продолжить занятие преступной деятельностью. "После увольнения с должности замдиректора Спецстроя Александр Загорулько до своего ареста четыре месяца работал заместителем главы администрации Тульской области,— заявил вчера Валерий Объедков.— И несмотря на то что шло расследование дела о хищениях, мой клиент не то что не пытался выехать за границу, но и не оказывал давления ни на следствие, ни на свидетелей".
При этом адвокат обратил внимание на состояние здоровья подзащитного, отметив, что оно серьезно ухудшилось. "В конце января Александр Загорулько перенес инфаркт миокарда и был помещен в тюремную больницу,— заявил защитник.— Я расцениваю содержание своего подзащитного под арестом не иначе как пытку".
Добиваясь отмены решения Тверского суда о продлении ареста, адвокат Объедков напомнил суду, что его клиент имеет "высший доступ к государственной тайне". Но, несмотря на это, содержится с другими арестантами в изоляторе. "Поэтому и прошу заменить ему содержание под стражей на домашний арест либо освободить под подписку о невыезде",— завершил речь защитник. В том же ключе выступал и адвокат Мусаев, заявивший, что его клиент также не собирается скрываться.
Однако судья Юлия Манеркина согласилась с мнениями представителя следствия и прокурора, настаивавшими на отклонении апелляционных жалоб, оставив обвиняемых под стражей до 28 февраля.
Отметим, что помимо господ Загорулько, Бурякова и Караханова в деле о хищениях (ч. 4 ст. 159 УК) при строительстве объектов Минобороны — еще два фигуранта: предприниматели Ваха Арцыгов и Арсен Ошакбаев. По предварительным данным, сумма ущерба, нанесенного государству в результате действий этой группы, оценивается в 450 млн руб. Более точные данные появятся в деле после завершения экспертиз, назначенных следствием.
В свою очередь, адвокаты арестованных бизнесменов считают, что инкриминируемые их подзащитным преступления — обычная предпринимательская деятельность.