НОВАТЭК задумался об СПГ-терминалах в Китае
Компания рассматривает их как объект для инвестиций
НОВАТЭК может стать инвестором в приемные терминалы СПГ в Китае, заявил один из крупнейших акционеров газовой компании Геннадий Тимченко. По мнению аналитиков, такие инвестиции целесообразны только в перспективе, так как в ближайшие годы поставки СПГ, принадлежащего непосредственно НОВАТЭКу, в Китай будут невелики.
НОВАТЭК может инвестировать в регазификационные терминалы в Китае, заявил журналистам один из основных акционеров компании Геннадий Тимченко. По его словам, интерес обусловлен тем, что после постройки завода «Ямал СПГ» значительный объем газа будет поставляться в Китай. При этом господин Тимченко отметил, что конкретных договоренностей пока нет. В НОВАТЭКе подтвердили “Ъ”, что рассматривают «возможные инвестиции в регазификационные мощности в Китае».
Регазификационные терминалы нужны для того, чтобы принимать танкеры с сжиженным газом и переводить топливо снова в газообразное состояние, чтобы транспортировать его по газопроводам. Сейчас в Китае функционируют 13 приемных терминалов СПГ (из них один плавучий, так называемый FSRU) общей номинальной мощностью около 56 млн тонн в год. Загрузка терминалов в прошлом году, по словам собеседников “Ъ” на рынке, составляла около 70%, что является неплохим показателем по сравнению с Европой, где уровень утилизации мощностей по регазификации в последние годы не дотягивает и до 30%.
Впрочем, газовые терминалы в Китае остаются достаточно закрытой сферой для иностранных инвестиций. Операторами почти всех терминалов (кроме FSRU в Тянцзине) являются китайские госкомпании (CNPC и ее дочерние структуры, CNOOC, Sinopec), они же выступают основными акционерами. Единственный пример крупного иностранного инвестора в китайские приемные терминалы на суше — ВР (30% в терминале в Шэньчжэне). Традиционно терминалы строились под крупные долгосрочные контракты на поставку СПГ, и акционеры терминала, как правило, являются одновременно импортерами топлива, а зачастую — и участниками проектов по производству того СПГ, который они закупают.
В то же время в этом сегменте китайский рынок постепенно становится более конкурентным, поскольку акционерами новых СПГ-терминалов становятся не только государственные, но и частные китайские компании. Кроме того, в случае FSRU-терминала стало возможным участие иностранных компаний не только в качестве акционеров (Tokyo gas, MOL), но и в качестве операторов (Hoegh LNG). Как отмечает Роман Казьмин из ICIS, частным китайским компаниям важно получить собственные мощности в СПГ-терминалах, потому что госкомпании часто не пускают частный бизнес к своим мощностям.
Проект НОВАТЭКа на Ямале по производству СПГ подразумевает, что большая часть объемов газа будет поставлена в Азию, и прежде всего в Китай. Так, CNPC владеет в проекте 20% и закупает 3 млн тонн в год из общего объема 16,5 млн тонн. Другой акционер, французская Total, по данным “Ъ”, также собирается в основном продавать свои 4 млн тонн в год ямальского газа в Северо-Восточной Азии. При этом, хотя НОВАТЭК является основным акционером в проекте производства СПГ, он теперь принимает очень ограниченное участие в маркетинге газа, так как вынужден был законтрактовать почти весь объем на долгосрочной основе для получения финансирования под строительство завода.
По мнению Романа Казьмина, инвестиции в СПГ-терминалы в Китае теоретически могут дать НОВАТЭКу доступ на рынок, но на практике компании нужно будет очень внимательно оценивать рентабельность подобной инвестиции. «В целом мировая тенденция в этом сегменте такова, что производители газа выходят из инфраструктурных активов, оставляя их специализированным компаниям, это хорошо заметно в Европе в последние годы»,— отмечает Виталий Крюков из Small Letters. «Конечно, можно рассматривать Китай как растущий рынок для СПГ, а инвестиции в терминалы — как обеспечение входа НОВАТЭКа на рынок. Но пока что у Китая есть запас по свободным мощностям терминалов, а у НОВАТЭКа нет крупных объемов собственного свободного СПГ, который бы требовал таких инвестиций»,— полагает аналитик. Возможно, ситуация изменится после того, как перспективные проекты НОВАТЭКа по строительству СПГ-заводов на Гыдане приобретут конкретные очертания — например, станет понятен состав акционеров.
Собеседники “Ъ” в отрасли отмечают, что для китайцев в принципе характерно увязывание вопросов закупок газа и участия в строительстве инфраструктуры. Они напоминают, что CNPC предлагала «Газпрому» сотрудничество в газовой генерации, в строительстве газораспределительных сетей, а также подземных хранилищ в Китае в рамках обсуждения поставок газа по западному маршруту через Алтай. «Газпром» пока отнесся к этим инициативам осторожно — такой подход позволяет китайцам разделить риски увеличения использования газа в экономике с производителем, но рентабельность проектов для иностранного инвестора полностью зависит от решений местных регуляторов.