Госдума встает на защиту травы
Вводится федеральный штраф за стоянку машин на газоне
В КоАП России вскоре появится новый штраф в 5 тыс. руб. за хранение автомобиля на газоне. Соответствующий законопроект рекомендовал принять в первом чтении думский комитет по госстроительству. Сейчас штрафы за это нарушение установлены региональными законами, но Верховный суд неоднократно признавал санкции фактически незаконными.
Законопроект Свердловской области, поддержанный думским комитетом по госстроительству, вводит в КоАП новую статью 8.23 со штрафом в 1,5–5 тыс. руб. за «проезд или стоянку механических транспортных средств по газонам или другим озелененным территориям». Протоколы за эти нарушения будут составлять полицейские участковые.
Напомним, что штрафы за стоянку машины на газоне в последние годы устанавливались региональными законами. Так, к примеру, в столице санкция составляет 5 тыс. руб. (ст. 8.25 КоАП Москвы), нарушителей выявляет Московская административная дорожная инспекция (МАДИ). В Нижегородской области штраф для граждан составляет 2–4 тыс. руб., в Пермском крае — 1,5–3 тыс. руб. (до 5 тыс. руб. при повторном нарушении), в Новосибирской области —1–1,5 тыс. руб., в Кемеровской области — 100–500 руб., в Челябинской области — 1–3 тыс. руб., в Ульяновской области — 500 руб. (до 5 тыс. руб. при повторном нарушении), в Свердловской области — 1,5–5 тыс. руб., в Ставропольском крае — 1–3 тыс. руб.
Однако, поясняют авторы законопроекта, во многих регионах «сложилась судебная практика о признании таких нормативных положений противоречащими федеральному законодательству». Несколько лет назад жительница Волгоградской области, получив штраф за стоянку машины на газоне, оспорила его в суде, позже эту позицию подтвердил и Верховный суд РФ (ВС). Дело в том, что размещение машины на газонах является неисполнением федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и норм Госстроя России 2003 года, поэтому устанавливать штрафы за это нарушение регионы не могут самостоятельно. Подобных определений ВС за последние годы выносил несколько штук.
«Многие водители открыто не соблюдают региональный закон в условиях дефицита парковок, заявляя, что он все равно не действует».
Законопроект уже поддержали в Красноярском, Алтайском крае, Кабардино-Балкарии, Вологодской и Новосибирской области, Татарстане. Председатель комитета по госстроительству заксобрания Ульяновской области Василий Гвоздев говорит, что многие водители знают о решении ВС, отменившего штраф по региональному законодательству, и открыто не соблюдают региональный закон в условиях дефицита парковок, «заявляя, что он все равно не действует». В Саратовской области наказание за парковку на газонах так и не было введено, хотя городская администрация ранее несколько раз поднимала этот вопрос в течение 2016 года перед парламентом. В парламенте Башкирии депутаты вводить такой штраф отказались, ссылаясь на то, что эти правила урегулированы федеральными нормами. В Самарской области штраф за стоянку на газоне существовал до 2013 года, но был отменен из-за противоречий с федеральным законодательством.
В пресс-службе МАДИ на просьбу прокомментировать законопроект “Ъ” заявили, что «припаркованный на зеленой территории автомобиль наносит серьезный ущерб не только облику города, но и экологической обстановке». Всего за прошлый год инспекция вынесла более 7 тыс. постановлений по ст. 8.25 КоАП Москвы. В думском комитете по экологии (выступает соисполнителем) законопроект предложили доработать. В частности, в федеральном законодательстве сегодня отсутствуют понятия «газон» и «озелененные территории», сказано в заключении комитета. Кроме того, там считают, что лучше ввести в КоАП ответственность за стоянку, остановку и проезд «транспортных средств в жилых зонах, вне мест, отведенных для этого» либо передать полномочия по решению «рассматриваемой проблемы на уровень субъекта РФ».
«Кто будет заниматься выявлением нарушений парковки во дворах, если, например, штат инспекторов дорожно-патрульной службы в регионах ежегодно сокращается,— говорит ответственный секретарь новосибирской Автомотоассоциации Алексей Носов.— Кроме того, вызывает вопросы и сумма штрафов в 5 тыс. руб., учитывая снижение реальных доходов населения». Юрист, эксперт по безопасности движения Катерина Соловьева отметила, что прямой запрет на стоянку машин на газонах есть только в нормах Госстроя России 2003 года. «Поэтому юридически корректно было эти нормы отменить, а внести запрет на стоянку машин на зеленых территорий прямо в правила дорожного движения,— пояснила она.— Это, в свою очередь, позволит внести поправки уже в 12-ю “дорожную” главу КоАП и использовать автоматическую фиксацию нарушений камерами». По ее мнению, будет гораздо удобнее, если этот вопрос будет относиться не к экологическому законодательству, а к законодательству о безопасности движения.
В Москве за год выписали на 21% меньше штрафов с камер
Количество нарушений, зафиксированных автоматическими камерами, за прошедший год снизилось на 21%. Общее количество «писем счастья», высланных автовладельцам в Москве, сократилось, таким образом, до 33,7 млн. Эксперты говорят о том, что водители быстро запоминают новые места установки камер и перестают там нарушать. Читайте подробнее