О безработице придется только мечтать
Аналитики ЦБ уже видят угрозу экономическому росту в скором исчерпании трудовых ресурсов
Возможно, спад в розничной торговле и в целом в потреблении домохозяйств в 2016 году завышен, предполагает Банк России. Достаточно радикальное улучшение большинства макропоказателей, оцениваемых ЦБ, тем не менее дает основания на более или менее оптимистические прогнозы только по первому кварталу 2017 года — значительная часть успехов достигнута при поддержке благоприятного стечения обстоятельств. ЦБ также предупреждает об очень скором исчерпании невостребованных трудовых ресурсов в России — это реалии уже не будущего, а этого года.
Департамент исследований и прогнозирования (ДИП) Банка России в февральском выпуске бюллетеня "О чем говорят тренды" обсуждает достаточно неожиданные улучшения основных макропоказателей в конце 2016 года. Напомним, статистика по итогам года демонстрировала улучшение основных макропоказателей — от пересмотренного Росстатом годового спада ВВП в 0,2% вместо ожидаемых 0,6% до декабрьского всплеска в промпроизводстве. ДИП ЦБ дополняет эту картину и констатацией выхода инфляции из прогнозного коридора вниз — инфляция в декабре была ниже, чем рассчитанная ЦБ траектория снижения темпов прироста индекса потребительских цен, обеспечивающая достижение цели в 4% в конце 2017 года. Единственная, пожалуй, выпадающая из общей композиции деталь — продолжающееся сокращение оборота розничной торговли, в том числе в декабре.
Отметим, сокращение продаж в рознице на фоне слабого, но достоверного прироста реальных зарплат на 0,6% может быть обеспечено только существенным увеличением нормы сбережений, которого статистика ЦБ и Росстата не фиксирует в соответствующем объеме. ДИП ЦБ дал свои предположения по этому поводу: по мнению аналитиков ЦБ, проблемы — в методике расчетов Росстатом этого показателя, который, в частности, не учитывает краткосрочные (длящиеся менее недели) скидки в розничной сети. ДИП с некоторым удивлением отмечает, что при сокращении потребления продовольствия в моменты снижения реальных доходов продажи непродовольственных товаров и услуг оставались стабильны — это при высокой доле продовольствия в потребкорзине домохозяйств маловероятно. Кроме того, проблемы есть с учетом изменяющейся сезонности продаж и с методикой расчета Росстатом продаж в рознице через натуральные объемы продаж с учетом дефляторов.
Напомним, при пересчете ВВП Росстат улучшил показатели за счет изменения методики учета военных госзакупок, тогда как основной вклад в снижение внесло уменьшение расходов домохозяйств. При досчетах Росстат может и дополнительно изменить оценку глубины и, возможно, длительности рецессии в экономике, продолжавшейся семь кварталов.
Промышленные успехи ЦБ оценивает как достаточно высокие, но на деле смотрит на них осторожно. Рост в обработке за год оценивается ДИПом в символические 0,1%, он констатирует, что в высокорастущих отраслях (например, в пищевой) технологическое перевооружение уже произошло в последние годы, в химии рост 2016 года — это эффект почти полной загрузки ранее проинвестированных мощностей, тогда как в стагнирующих и падающих секторах (например, электрооборудовании) зачастую можно обнаружить до 30% неконкурентоспособных мощностей. Данные Росстата по промпроизводству декабря ЦБ вообще предлагает пока не анализировать из-за высокой вероятности их дальнейшей коррекции.
Стабильность безработицы в РФ беспокоит аналитиков ЦБ в наибольшей степени — 66% занятости населения и 69,9% экономически активного населения являются историческими рекордами. Сокращение численности населения в возрасте 25-55 лет и быстрый рост численности группы в возрасте 55-72 года — то, что происходит сейчас, к 2020-2021 годам при текущей вовлеченности населения в рынок труда экономически активное население РФ сократится на 2,5%, или на 2 млн человек. Старение "станет ключевым фактором снижения экономической активности", констатируют в ДИПе, причем меры по повышению занятости пенсионной группы на рынке труда на 10% лишь сохранят нынешнюю ситуацию, кроме того, более низкая производительность труда в этой возрастной группе может не решить проблему дефицита предложения на рынке труда в течение ближайших четырех-пяти лет. На практике это означает, что для развитых регионов при низкой трудовой мобильности все это — проблема уже 2017-го, а не 2021 года: производительность труда, в сущности, далее будет некому повышать.
Наконец, успехи в области борьбы с инфляцией для ДИП ЦБ также не слишком надежны. В них велик вклад укрепления рубля и стагнации цен на агрорынке из-за хорошего урожая, компенсировавшие даже всплеск тарифной инфляции в начале года. Впрочем, если потенциал роста цен на нефть исчерпан, то дополнительных рисков изменения трендов инфляции ДИП не обнаруживает. При этом программу покупки Минфином валюты на рынке аналитики ЦБ почти не рассматривают, считая, что на ситуацию с платежным балансом она принципиально не повлияет. Успехи же с платежным балансом ДИП объясняет в основном влиянием сделок вокруг приватизации "Роснефти" — возможно, в четвертом квартале без нее экономика испытывала отток, а не приток капитала, как кварталом ранее.