Побег из красной комнаты
В прокате «На 50 оттенков темнее»
На экраны вышел эротический блокбастер «На 50 оттенков темнее» — вторая часть из садомазохистской трилогии, основанной на бестселлере Э. Л. Джеймс. Создаваемый на экране глянцевый мир яхт, вертолетов и пентхаусов отполирован до безупречности во всех отношениях — кроме собственно сценария и сюжета. Один из самых веселых фильмов года посмотрела ЕЛЕНА КРАВЦУН.
Самое занимательное в этой картине — юмор непреднамеренного характера. Вряд ли создатели картины закладывали комический смысл в сценарий, но удержаться от смеха в какой-то момент становится просто невозможно. И дело даже не в неловко снятых эротических сценах, а в том, как неестественно герои живут, двигаются и говорят. Вот, например, Кристиан качает мышцы в домашнем спортзале (конечно, с величественным видом на город) и делает планку зачем-то на «козле», камера медленно скользит по его напрягшимся мышцам, а Анастейша в это время стоит в трусах и полурасстегнутой мужской рубашке и восхищенно смотрит на своего короля долгим взглядом, закусив губу. Та нелепая серьезность, с которой фильм снят, заставляет сомневаться, что режиссер осознает, насколько все это смешно.
Спустя три недели после событий первого фильма Кристиан Грей (Джейми Дорнан), стремясь загладить свою вину в разрыве с Анастейшей (Дакота Джонсон), которая, напугавшись красной комнаты с наручниками и анальными пробками, сбежала от своего господина куда подальше, умоляет незадачливую сабмиссив вернуться. Она без особых уговоров соглашается, но настаивает на том, чтобы в дальнейшем не было «ни правил, ни наказаний, ни секретов». Кардинально новых красок в образ мистера Грея сиквел не вносит. Грей все так же покупает компании, управляет вертолетом и орудует зажимами для сосков. Однако на этот раз он готов на радость Анастейши пуститься в «ванильные» отношения и, так уж и быть, стать однолюбом.
Съемки первой части трилогии сопровождались конфликтом между режиссером Сэм Тейлор-Джонсон и писательницей Э. Л. Джеймс, которая пыталась контролировать каждый шаг съемочной группы. В прошлом, кстати, Сэм была художницей, входящей в группу «Молодых британских художников». Работая с Джеймс, она имела наглость попытаться улучшить «шедевр» писательницы, и такого обращения со своим детищем Джеймс стерпеть не смогла. В итоге сценарий второй части написал ее муж, Ниал Леонард (теперь понятно, кто в их союзе доминант), а Сэм Тейлор-Джонсон в режиссерском кресле заменил другой режиссер, Джеймс Фоули, известный своей работой над сериалом «Карточный домик» и клипами для Мадонны. Фоули честно попытался внести в картину атмосферу триллера, и линия с бывшей рабыней Грея, Лейлой, которая, как тень, следит за Анастейшей, действительно получилась жуткой. В качестве еще одной соперницы появляется Элена, зрелая женщина, научившая Грея БДСМ-штучкам. Ее играет ветеранша киноэротики Ким Бейсингер («9½ недель»), но на качество картины это, к сожалению, не влияет.
С собственно эротикой новый режиссер обошелся с грацией носорога, то есть еще хуже, чем его предшественница Тейлор-Джонсон: короткие прелюдии, условные любовные сцены, в которых герои по старой голливудской традиции полуодеты. Право, в сериале «Закон и порядок» больше секса, чем в этом эротическом блокбастере. В одной из любовных сцен вдобавок звучит кантри-фолк Вана Моррисона, афродизиак крайне сомнительный. И если главное достоинство первой картины составлял именно филигранно подобранный саундтрек, то в «На 50 оттенков темнее» и состав артистов победнее, и мелодии не цепляют слух. Певица Рита Ора всплывает на короткое время в роли сестры Кристиана, а за кадром ненадолго звучит Тейлор Свифт –– вот, пожалуй, и все музыкальные радости. Другое дело, что достойных эротических картин в последнее время и так почти не снимают, нынешние кинематографисты сознательно создают «безопасные», почти бесполые фильмы, чтобы не угодить во взрослый рейтинг и не лишиться кассы, которую сегодня по большей части формируют подростки. В этом смысле «50 оттенков» –– слабая, комичная, но попытка напомнить миру, что всем нужна не только вечная любовь, но и жаркий секс.