Компании не верят в старость своих сотрудников
рынок труда
Хотя число компаний, предлагающих своим сотрудникам корпоративные пенсионные программы (КПП), растет, их доля на рынке труда пока не превышает половины, констатирует исследование PwC на базе опроса в ноябре--декабре 2016 года 114 российских и иностранных компаний с численностью от 100 до 5 тыс. сотрудников. Компании, уже предоставляющие КПП, в массе внедрили их более десяти лет назад (40%) или пять--десять лет назад (36%). За год пенсионным обеспечением работников озаботились только 7% предприятий (см. также стр. 8).
В большинстве компаний участие в КПП не требует стажа (33%) или он может быть менее года (также 33%), еще у 20% — пять лет. Программы 78% предприятий ведет российский НПФ, 9% делают это сами, 7% обратились в траст или иную иностранную компанию, 2% работают с российскими страховщиками. Абсолютное большинство довольны (56%) или скорее довольны (35%) работой провайдера. В половине случаев (47%) программы компаний предполагают взносы и работника, и работодателя, треть (33%) рассчитаны на участие только последних. Взносы компании в большинстве случаев (37%) не превышают 3% зарплаты сотрудника, четверть предприятий (24%) готовы вносить 3-5%, еще у 20% взносы зависят от категории работников. В половине случаев они зависят от вклада сотрудника.
Среди целей внедрения КПП компании выделяют необходимость удержать и мотивировать сотрудников (24%), обеспечить безболезненный уход на пенсию сотрудникам старшего возраста (20%), поддержать имидж компании (19%) и привлечь новый персонал (16%). В 53% предприятий сотрудники "скорее ценят" участие в программах. "С учетом продолжающейся заморозки накоплений и падения покупательной способности государственной пенсии граждане все больше интересуются добровольными способами накопить на старость",— говорит гендиректор НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Денис Рудоманенко.
Среди компаний, где КПП нет, в ближайшие годы их внедрит меньшинство: 5% — точно, еще 17% — скорее всего. Треть таких компаний будут делать это на условиях взносов обеих сторон (29%). При этом представители предприятий, у которых нет КПП, указали, что не имеют средств на рост затрат на персонал (19%), считают премии более эффективными (16%) или не видят на рынке выгодного соотношения затрат и доходности пенсионных планов (15%).