«Вертолеты Robinson, конечно, не для России»

Пилот в эфире «Ъ FM» — о возможных причинах крушения на Алтае

Специалисты МЧС обнаружили с воздуха предполагаемое место падения вертолета Robinson, пропавшего над Телецким озером в Республике Алтай. Источники в Ространснадзоре заявили, что полет был несанкционирован и выполнялся с нарушениями. На борту были пять человек, среди них — бывший вице-премьер Алтая Анатолий Банных. Ведущий «Коммерсантъ FM» Юрий Абросимов побеседовал с заслуженным пилотом России Вадимом Базыкиным.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

— Я знаю, что вы были лично знакомы с пилотом вертолета Дмитрием Ракитским. Насколько это был опытный специалист, и что вообще вы можете сказать об экипаже пропавшего вертолета?

— Великолепный человек был, хороший летчик, бизнесмен. Общались много раз. О вертолете могу вам сказать, что Robinson R-66 — это, конечно, уже не 44, тем более не 22, там уже другие двигатели. Но все эти вертолеты ангарного хранения, они не предназначены для влажной погоды. Он может летать в солнечную погоду при -30, но он не может летать при +5 и -5 тогда, когда существует вероятность обледенения. У него лопасти выполнены из композиционных материалов, они надежные. Но это машина ангарного хранения.

— Это паркетник, если сравнивать с машинами?

— Да.

— Была информация, что вертолет мог взлететь без разрешения. Насколько это возможно, и как сейчас регламентируются полеты вертолетов такого типа?

— Они последнее десятилетие всегда летают без разрешения. Существует такое понятие — зона G и зона S. Зона S — запретная зона, это военные объекты, аэропорты. Зона G — свободная, это любые деревушки, там не обязательно уведомлять диспетчеров и прочие структуры о своих полетах. В принципе тут надо просто понимать, что если вы не уведомляете, то и спасать вас никто не обязан, не сможет.

Я думаю, все заповедники относятся к запретной зоне. Но она не настолько запретная, чтобы высылать истребители на перехват, просто за такие вещи штрафуются. Вертолеты — это ведь не самолет, где сегодня вот один пассажир, завтра другой вертолет. Вертолет старается людей за собой закрепить, этим они и живут, от этого зависит заработная плата.

— Насколько велик парк этих вертолетов у нас, как часто они используются власть имущими?

— Я вам скажу, что R-66 только сейчас пошел, буквально два года. Их несколько, только недавно получили сертификаты. В основном, конечно, используют европейские машины, то есть Eurocopter, Agusta — они более адаптированы к нашим условиям. Все эти Robinson — больше летние машины, они, конечно, не для России. Поэтому я бы не советовал никому из своих друзей использовать их.

— Эксперты обсуждают, выходил или не выходил пилот на связь, он вообще должен выходить с кем-либо на связь после взлета, или это опять же по умолчанию на свой страх и риск?

— Если это запретная зона была, то он обязан предупреждать и давать предварительное время входа и выхода, а также фактическое. Если не выходил, значит, брал на себя всю ответственность.

— Можно ли на таких вертолетах летать ночью?

— Машина не предназначена для полетов ночью. Единственное, если они устанавливали дополнительное оборудование, тогда да.

Вся лента