Кто построил железную дорогу от Петербурга до Москвы
13 февраля 1842 император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва
Введенная в эксплуатацию в августе 1851 года железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой длиной 645 км была третьей по счету в России, если не считать 3,5-километрового пути, соединявшего нижнетагильские заводы, где с 1835 года по 1838 год курсировал первый российский паровоз конструкции Черепановых.
В том же 1835 году на деньги графа Бобринского было начато и через год закончено строительство 23-километровой железной дороги с колеей 6 футов от Санкт-Петербурга до Царского села, летней резиденции Романовых, по которой курсировали паровозы Стефенсона. В 1840 году на деньги польского акционерного общества было начато и в 1845 году закончено строительство российской части (328,5 км до австрийской границы) дороги Варшава – Вена с европейской колеей 4 фута и 8,5 дюйма. Но только казенная Николаевская дорога длиной 645 км с пятифутовой колеей заложила основу всего дальнейшего строительства железных дорог в России.
В конце 1830-х годов министр путей сообщения Клейнмихель командировал в Западную Европу и Америку инженер-полковника Крафта и инженер-подполковника Мельникова для изучения опыта строительства железных. В 1841 году на заседании учрежденной Николаем I комиссии по проектированию железной дороги между российскими столицами Мельников, ставший уже полковником, доложил экономическое обоснование строительства. Его расчеты сочли слишком оптимистическими, но дорога была признана рентабельной (ожидаемая ежегодная прибыль 790 тысяч рублей). На следующий год император подписал указ о начале ее строительства.
От Москвы до Бологого строительство вел полковник Крафт, навстречу ему от Петербурга до Бологого —полковник Мельников. Подчинялись они напрямую генералу Клейнмихелю, и по окончании строительства оба стали генерал-майорами.
С легкой руки поэта Некрасова сегодня все мы со школы помним, кто на самом деле строил Николаевскую (ныне Октябрьскую) дорогу. В эпиграфе его стихотворения «Железная дорога» на вопрос сына Вани: «Кто строил эту дорогу?» — папа-генерал отвечает: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!» Далее поэт объясняет Ване, что не Клейнмихель, а русский народ копал землю и клал шпалы и рельсы.
Если бы сын спросил, кто построил паровоз, который их везет (более естественный вопрос для мальчика, чем вопрос о рельсах и шпалах), то ответ поэта-демократа был бы, наверное, тот же — и тоже в общем-то правильный, если иметь в виду рабочую силу. По условиям контракта, заключенного графом Клейнмихелем в декабре 1843 года с паровозостроительной компанией из Филадельфии, американцы должны были за шесть лет построить 200 паровозов и 7000 вагонов для новой железной дороги, при этом вся работа должна вестись в России русскими рабочими.
На литейном Александровском (ныне Пролетарском) заводе в Санкт-Петербурге за год были построены паровозные мастерские, где еще через год начался выпуск первых российских паровозов. Их прототипом стал американский локомотив Gowan and Marx модели 1839 года с колесной формулой 4-4-0, то есть имел на четыре движущие оси, на которые передается тяга парового двигателя, и четыре бегунковые, свободно крутящиеся. Американская схема отличалась от английской (0-4-0), где все четыре движущие оси были в одной жесткой раме, и была специально создана в США для рельсовых путей невысокого качества, которые здесь ускоренно тянули на запад и на юг.
Александровские паровозы имели две движущие и две бегунковые оси (2-2-0). Их колесная формула была промежуточной: не требовала рельсового пути слишком высокого качества, как в Англии, но и не терпела его низкое качество, как на американском Юге и Диком Западе. Потом российские локомотивы совершенствовались, но казенная Николаевская дорога на годы вперед заложила стандарты РЖД как для подвижного состава, так и для путей со всей их инфраструктурой.
В 2003 году на Комсомольской площади в Москве открыли памятник генералу Мельникову, который при Александре II стал министром путей сообщения вместо Клеймихеля. Бронзовый глава РЖД Мельников правой рукой прижимает к груди императорский указ о строительстве Николаевской железной дороги, а левой указывает на Ленинградский вокзал. Современные Вани должны без вопросов понимать, кто построил железную дорогу между Петербургом и Москвой. Не его же коллега Крафт, который дослужился лишь до начальника путей сообщения Варшавского округа и памятника, естественно, не удостоился.
Сергей Петухов