Университет отменяет границы!
Мягкая сила
Международное образовательное сотрудничество стало в XXI веке одним из ключевых показателей эффективности работы вузов. Сейчас образование и наука являются единой глобальной средой: студенты ездят на стажировки в другие страны, преподаватели читают лекции сразу в нескольких университетах, научные исследования проводятся коллаборациями нескольких вузов. РЭУ имени Плеханова плотно интегрирован в мировое образовательное сообщество и собирается расширять свое присутствие на географической карте.
Уже в первые годы своей работы Московский коммерческий институт стал налаживать связи с зарубежными учебными заведениями. Дореволюционные профессора переписывались с иностранными коллегами, ездили на стажировки за границу. Такие поездки институт организовывал и финансировал для наиболее способных студентов, которые потом нередко становились преподавателями. Например, профессор Александр Галаган ездил на стажировку в Италию и Бельгию, Дмитрий Генкин готовил свою диссертацию в Лейпциге, Иосиф Покровский обучался на берлинском семинаре по римскому праву, Борис Сыромятников два года стажировался в Париже. Были в институте и преподаватели-иностранцы, например бывший доцент кафедры политической экономии Мюнхенского университета Иосиф Гольдштейн. А профессор Николай Шилов в 1914 году отправился в Манчестер к самому Эрнесту Резерфорду, чтобы обучиться радиологии и открыть в Москве собственную лабораторию. К сожалению, война нарушила эти планы: закупленное радиологическое оборудование доставлялось кораблем, который был потоплен немецкими субмаринами.
После революции процесс международного сотрудничества в вузе по понятным причинам затормозился и снова начал развиваться в 1960-х. Тогда было создано отдельное управление международной деятельности для обучения иностранных студентов. В основном это были страны соцлагеря и политические союзники СССР — Польша, Чехословакия, Куба, Иран... Возвращаясь на родину, выпускники института занимали ключевые посты — например, Ринчиннямын Амаржаргал стал премьер-министром Монголии, а Джошуа Алаби — спикером парламента Ганы. Все выпускники тех лет до сих пор с теплотой вспоминают годы учебы и сохраняют хорошее отношение к России.
Одним из следствий падения железного занавеса стала российская интеграция в мировое образовательное сообщество. С 1990-х годов РЭУ имени Плеханова начал открывать совместные программы с иностранными университетами. "Сначала это были наши соседи по образовательной системе — Германия, Франция, Нидерланды,— говорит проректор по развитию Дмитрий Штыхно.— Подходы к образованию в этих странах были схожи с нашими, поэтому достаточно быстро удалось развернуть полноценное международное сотрудничество. И до сих пор именно эти страны являются нашими основными партнерами". Со временем охват этих программ увеличился — сейчас у РЭУ заключено порядка 150 договоров с вузами из 40 стран.
Самая распространенная практика — студенческие программы обмена. Ребята из России могут несколько месяцев проучиться в выбранном ими вузе по профильным направлениям. Для них это абсолютно бесплатно, надо только пройти конкурсный отбор и предоставить сертификаты о достаточном владении английским языком. За 2016 год по программам обмена в РЭУ приехали 284 иностранных стажера, за рубеж выехали 242 российских студента.
Следующая ступень — программы двойного диплома, когда студенты фактически учатся сразу в двух вузах. "Первые два года каждый обучается в своем вузе, потом ребята едут на год в зарубежный вуз, а студенты оттуда приезжают к нам,— рассказывает Дмитрий Штыхно.— В итоге в конце обучения студенты получают сразу два диплома". Преподавание в таком случае ведется на английском языке, но с рядом стран есть договоренность, что студенты могут брать дополнительные дисциплины на национальном языке страны. В РЭУ имени Плеханова обучение приехавших по обмену иностранных студентов также ведется полностью на английском языке.
Кроме этого университет участвует в правительственной программе обучения иностранных студентов. Правительством РФ выделена ежегодная квота на бесплатное обучение 12 тыс. иностранцев в российских вузах. "Сейчас у нас по этой программе учатся порядка 800 человек. Это и граждане бывших советских республик, и европейцы, и все дальнее зарубежье — Африка, арабские страны",— говорит Дмитрий Штыхно. Такие студенты обучаются на русском языке вместе с россиянами. Для тех, кто не знает русского, в РЭУ открыли подготовительное отделение: там кандидаты учат русский язык и подтягивают знания по специальности. Сейчас на подготовительном факультете учатся свыше 170 человек. "Мы следим за отзывами наших гостей: смотрим, что им нравится в вузе, а что — нет, учитываем их пожелания",— говорит господин Штыхно. Не так давно Россотрудничество вместе с МИА "Россия сегодня" представили список из 22 российских вузов, признанных лучшими для получения образования иностранными студентами. В число "самых дружелюбных университетов" вошел и РЭУ имени Плеханова.
Третье важное направление — международный обмен преподавателями. Сейчас это очень значимый элемент программ повышения конкурентоспособности университета на международном рынке. В год порядка 100 преподавателей РЭУ приглашаются иностранными университетами для чтения лекций. "Это и тематические дисциплины, и обзорные, и прикладные. Например, очень востребован курс Doing business in Russia",— говорит Дмитрий Штыхно. Университет также приглашает иностранных преподавателей, которые читают лекции на английском языке.
В последние годы РЭУ начал активно участвовать в международных научных проектах. "Это тоже элемент конкурентоспособности, академической репутации. Чем больше совместных научных публикаций, тем лучше нас узнают в мире,— говорит господин Штыхно.— Кто-то из преподавателей на международной конференции познакомился с иностранными коллегами, которые занимаются схожей темой. Кто-то завязал контакты в тех университетах, которые приглашали читать лекции. И в результате рождаются совместные публикации. Многие уже на постоянной основе пишут статьи с иностранными коллегами".
У РЭУ имени Плеханова большие планы по расширению своего присутствия на карте мира. "У нас возрастает значимость Китая как партнера. Мы являемся учредителями Российско-китайской ассоциации экономических университетов. И в рамках этой ассоциации периодически к нам приезжают делегации, много китайских студентов приезжает учиться,— отмечает Дмитрий Штыхно.— Мы планируем развивать это направление работы, наладить полноценное двустороннее сотрудничество в области образования. И ждем, что наши студенты заинтересуются Китаем".