Перевозчиков пригласили в ЧАТ
В Челябинске частников допустят на муниципальные автобусные маршруты
Власти Челябинска готовы передать часть муниципальных автобусных маршрутов частным перевозчикам. Это необходимо, поскольку у банкротящегося МУП «Челябавтотранс» (ЧАТ) не хватает транспорта для бесперебойной перевозки пассажиров. Частники готовы работать на муниципальных маршрутах, но под гарантии получения компенсаций за перевозку льготников. По мнению депутатов, город готов отдать маршруты частникам из-за нежелания разбираться с проблемами транспортных МУП.
Глава Челябинска Евгений Тефтелев вчера на аппаратном совещании сообщил, что администрация рассматривает возможность привлечения частных перевозчиков для работы на муниципальных автобусных маршрутах. Так власти рассчитывают создать оптимальное число машин, выходящих в рейсы. По данным властей, оптимальным считается работа 110 единиц транспорта, еще около 20 должно находиться в резерве. Сегодня на линии работает около 90 машин. Предполагается, что частников будут привлекать через МУП «Челябавтотранс». В мае 2016 года на предприятии была введена процедура наблюдения, а в ноябре — конкурсное производство (до апреля 2017 года). Всего в реестре кредиторов значатся требования на сумму более 528 млн руб., из которых 437 млн руб. — долги перед налоговой инспекцией. В конце прошлого года конкурсный управляющий МУП Геннадий Горкушенко заявлял, что предприятию ежемесячно для бесперебойной работы не хватает 15–18 млн руб. В ноябре 2016 года МУП уведомил главное управление по труду и занятости населения региона о готовящемся сокращении 805 сотрудников. Тогда Евгений Тефтелев сообщил, что все работники перейдут в новое транспортное предприятие, над созданием которого работает администрация. Речь идет о публичном акционерном обществе, куда перейдут активы МУП «Челябавтотранс». Оно должно появиться в течение полугода, однако подробности его создания в администрации не комментируют.
В управлении транспорта города говорят, что решение пустить частный бизнес на муниципальные маршруты связано не только с дефицитом подвижного состава. «Существуют маршруты, где нет ни трамваев, ни троллейбусов, а автобусы большой вместимости экономически невыгодны, либо там нет дорожных условий. При этом эти маршруты востребованы у льготных категорий пассажиров. Такие маршруты мы и предложим обслуживать частным перевозчикам», — пояснила пресс-секретарь управления Валентина Богомазова. Она отметила, что право работы на муниципальном маршруте будет определяться в ходе конкурса. Механизм компенсации частникам перевозок льготников будет прорабатываться дополнительно. Напомним, с января этого года льготники Челябинска лишились бесплатного проезда в общественном муниципальном транспорте. Теперь они должны оплачивать 50% стоимости проезда. Власти рассчитывают, что таким образом сэкономят около 500 млн руб. в год и помогут транспортным МУП. Затраты на компенсацию проезда льготников должны составить около 250 млн руб. Отметим, что сейчас доля муниципального транспорта на рынке Челябинска составляет всего 30%, частного — 70%. Одной из задач новой транспортной схемы, которая сейчас разрабатывается в городе, является доведение доли муниципальных перевозок до 50%.
Руководитель маршрутных компаний «Тред-Сервис+» и «Урал-Дом» Алла Даутова сообщила, что частные перевозчики готовы выйти на муниципальные маршруты, если это необходимо городу. «Мы понимаем, в каком положении находится „Челябавтотранс”, и какие-то социальные обязательства готовы взять на себя. Но нам необходимы гарантии получения компенсаций за перевозку льготников. Пока правила игры нам неизвестны. К нам никто не обращался с таким предложением», — сообщила госпожа Даутова.
Депутат гордумы Челябинска от КПРФ Константин Нациевский сообщал „Ъ-Южный Урал”, что не одобряет решение администрации о передаче муниципальных маршрутов частному бизнесу. «Фактически город проиграл борьбу частникам. Разве у нас нет ни людей, ни политической воли, чтобы решить проблему с долгами МУП? Или мы пойдем самым простым путем — отдадим муниципальные маршруты частным перевозчикам в аренду? Прежде чем принимать конкретные меры, надо понять, кто виноват в сложившейся ситуации», — считает он. По его данным, город задолжал своим транспортным МУП порядка 1 млрд руб. за перевозку льготников, точную сумму он запрашивал в администрации, однако информацию об этом ему не предоставили. Он также сообщил, что 8 февраля запросил у Евгения Тефтелева результаты проверки муниципальных «Службы организации движения», «Челябавтотранса» и «ЧелябГЭТ» (его налоговая пытается обанкротить из-за долга в 559 млн руб.), которую проводило контрольно-ревизионное управление города. Но ответ пока также не получил.