Набережное отношение
Власти Челябинска разработали план развития прибрежной зоны центра города
Власти Челябинска рассчитывают благоустроить до 1,3 км прибрежной зоны реки Миасс. «Дорожная карта» первого этапа проекта (протяженность 800 м) стоимостью более 260 млн руб. может быть утверждена уже в марте. На первом этапе запланировано укрепление береговой линии и русла, строительство новых очистных сооружений, эспланады, нового сквера и парковочных зон. Городские власти также рассчитывают на завершение строительства третьей очереди крупной транспортной развязки Братьев Кашириных—Труда стоимостью более 1,2 млрд руб.
Администрация Челябинска разработала основное техзадание первого этапа пешеходно-транспортного развития набережной реки Миасс в центре города. Как сообщил „Ъ-Южный Урал” заместитель главы Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников, запланированные работы будут проходить в рамках утвержденного в декабре прошлого года проекта планировки исторического центра города. Речь, в частности, идет о комплексном благоустройстве правого берега реки Миасс протяженностью до 800 м, начиная от Государственного исторического музея. Следующий второй этап (до 500 м) — с перспективой выхода на улицу Калинина. По словам господина Алейникова, рассмотрение и утверждение «дорожной карты» первого этапа проекта состоится в марте у губернатора Челябинской области Бориса Дубровского.
Разработанный план включает выравнивание и укрепление береговой линии реки Миасс, обустройство прибрежной эспланады и будущего сквера искусств (площадь до 2 га), а также водоохранные и экологические мероприятия. «Фактическая глубина русла с донными отложениями на данном участке составляет порядка 2 м. Наличие ила на дне варьируется от 0,5 м до метра, далее идет твердая порода. В первую очередь будет выполнено выравнивание берега путем отсыпки скальной породой», — рассказал Владимир Алейников. Предполагается, что она вытеснит иловые отложения и создаст своего рода подушку. На нее поставят укрепляющие бетонные конструкции. Облицовку их видимой над водой части предлагается выполнить из гранита, участок набережной после транспортной развязки на улице Братьев Кашириных — в виде габионов, уточнил он.
Проектная ширина эспланады набережной составит до 15 м. Она будет включать в себя тротуар (6 м), разделительную полосу (до 2 м), где будут располагаться фонари освещения, вазоны, лавки, велодорожка (2,5 м), газоны (4,5 м). Предстоит частичная реконструкция и удлинение на 200 м крупного ливневого коллектора, связанного с рекой Игуменка. «На долю этого коллектора приходится около 60% всего поверхностного водосбора с территории Челябинска. К запроектированному участку набережной также выходят пять ливневок. Мы их соберем в один коллектор и выведем к новым очистным сооружениям. Наша техгруппа в настоящее время прорабатывает варианты их размещения под развязкой Братьев Кашириных—Труда», — говорит Владимир Алейников. В планах администрации также значится строительство третьей очереди развязки по улице Братьев Кашириных (от улицы Кирова до улицы Российская) с выходом на улицу Бажова и в направлении аэропорта. Предварительная стоимость нового участка протяженностью 1 км составляет порядка 1,25 млрд руб.
По предварительным подсчетам, на выравнивание русла реки потребуется около 35 млн руб., строительство новых очистных сооружений — до 30 млн руб. Благоустройство эспланады (800 м) с учетом комплексного развития территории будущего Сквера искусств будет стоить порядка 120 млн руб. Проект строительства подземного перехода (протяженность 47 м) на перекрестке улиц Кирова и Труда с тремя пешеходными выходами, в том числе под аркой Кировского моста оценивается в 80 млн руб.
Транспортную доступность к обновленной набережной реки Миасс обеспечит создание локальных парковок на улицах Пушкина, Советская и Цвиллинга. Основная же их часть расположится в правой части будущего Сквера искусств, уточнил Владимир Алейников. По его словам, в конце февраля администрация планирует объявить муниципальные торги на проведение проектно-изыскательских работ. Ожидается, что к активным строительным работам в прибрежной зоне подрядчики смогут приступить в июле-августе 2017 года.
Как пояснил „Ъ-Южный Урал” главный архитектор Челябинска Николай Ющенко, параллельно с этим проектом будут решаться вопросы развития квартальной застройки (не выше 5–6 этажей) в историческом центре города с полифункциональным назначением и привилегией для пешеходов, а также смещением деловой активности от площади Революции к реке. Плотность застройки в историческом центре Челябинска сейчас составляет 6 тыс. кв. м на 1 га, тогда как в Екатеринбурге — 10, в Казани — 25, в Барселоне и Санкт-Петербурге — 31. «На данный момент у нас разрозненная, неупорядоченная, редкая застройка, которая не востребована, поскольку качественно не сформирована. В части наличия общественных пространств мы дико отстали от городов-миллионников», — говорит он.