Вокзал для двоих
КСП недовольна деятельностью оператора строительства ж/д вокзала
Контрольно-счетная палата Пермского края обнаружила нарушения в деятельности ОАО «РВ-Пермь», созданного правительством региона и РЖД для строительства нового ж/д вокзала. Как считает КСП, общество не занималось своей непосредственной задачей, а выделенные из бюджета края 150 млн руб. были использованы неэффективно и с нарушениями. Всего в распоряжении общества находилось 175 млн руб., а на 1 октября 2016 года остаток средств составил 111,3 млн руб., притом что в штате АО числились лишь гендиректор и секретарь.
Как заявил на заседании комитета по развитию инфраструктуры заксобрания зампредседателя КСП Юрий Скорняков, проверка проходила в условиях воспрепятствования законной деятельности аудиторов со стороны бывшего руководителя общества Алексея Шабалина. «Мы были вынуждены составить в отношении него два протокола об административных правонарушениях, которые были рассмотрены мировым судом. Алексей Шабалин был признан виновным», — рассказал господин Скорняков. По его словам, господин Шабалин не допускал сотрудников КСП в помещения общества, а также не представил все необходимые документы. «Первичные документы мы получили только за 2015 и 2016 год, за 2013 и 2014-й так и не было», — пояснил зампредседателя КСП.
Напомним, в декабре 2012 года губернатор Пермского края Виктор Басаргин и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписали соглашение о сотрудничестве региона и компании на 2013–2016 годы. Для реализации проекта реконструкции железнодорожного вокзала было создано ОАО «РВ-Пермь». Краевые власти перечислили в уставный капитал общества 150 млн руб. Предполагалось, что такую же сумму в совместное предприятие внесет и головная организация — «РЖД-Развитие вокзалов». Средства должны были быть направлены на создание проектно-сметной документации транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Пермь 2». Однако эти деньги так и не поступили, и сейчас 99,93% акций принадлежит правительству Пермского края, а остальная доля — «РЖД-Развитие вокзалов». Ожидается, что столичная компания «Трансстрой-М», которую краевые власти привлекли к строительству ТПУ, должна выкупить дополнительные акции на 150 млн руб., выпущенные ОАО «РВ-Пермь».
В конце 2016 года на должность директора «РВ-Пермь» был назначен Алексей Алтунин. Господин Шабалин сейчас работает замруководителя теруправления Росимущества в Пермском крае.
По словам Юрия Скорнякова, в ходе проверки было установлено, что краевой минтранс не реализовывал от имени региона права акционера общества, не следил за достижением целей соглашения, не контролировал бюджетную политику ОАО. При этом он отметил, что «РВ-Пермь» не занималось своей основной деятельностью, и не могло ей заниматься: штат работников общества состоял из гендиректора и секретаря, работавшей на полставки. По словам господина Скорнякова, в распоряжении «РВ-Пермь» находилось 171,6 млн руб., 150 млн из которых составляли средства из бюджета края и 21,5 млн — проценты от размещения денег на депозитах. В итоге на 1 октября 2016 года остаток средств составил 111,3 млн руб., а дебиторская задолженность ОАО насчитывала 41,4 млн руб. «11,6 млн руб. составили управленческие расходы, к которым много вопросов. Не были обоснованы затраты на аренду транспортных средств в размере 3,2 млн руб., 2,8 млн руб. на восстановление бухучета, 1,8 млн руб. на командировочные и иные расходы. При проверке не было представлено ни одного решения совета директоров, которые хоть как-то касались данных расходов», — возмущался Юрий Скорняков.
Еще одной претензией со стороны КСП стало отвлечение более 97,4 млн руб. на длительный период на авансирование двух неисполненных договоров. Так, 6 декабря 2013 года с ОАО «РВ-Проект» был заключен договор на разработку проектно-сметной документации нового вокзала. Условия договора выполнены не были, а аванс в размере 44,2 млн руб. находится в распоряжении подрядчика. Еще один проект, который раскритиковали в КСП, — приобретение пятнадцати объектов недвижимости на земельном участке товарного двора по договору с ОАО «РЖД». «РВ-Пермь» перечислило железнодорожникам 50 млн руб. В итоге договор был расторгнут, средства возвращены, но год они находились в распоряжении РЖД. «В целом констатируем, что за эти годы 150 млн руб., выделенных „РВ-Пермь“, никакого эффекта не принесли», — подытожил Юрий Скорняков.
Присутствовавший на заседании комитета гендиректор «Трансстрой-М» Алексей Заварцев пояснил, что компания готова инвестировать в «РВ-Пермь» 150 млн руб. в рамках допэмиссии акций компании. По его словам, первый платеж 100 тыс. руб., в рамках соглашения с минтрансом о выкупе акций, компания уже произвела. Сейчас «Трансстрой-М» проводит аудит пермской компании. «Мы взяли на себя ответственность по работе в суде и выиграли суд (с компанией «РВ-Проект» о возвращении задатка. — „Ъ-Прикамье“) на 45 млн руб., деньги должны быть возвращены компанией „РВ-Проект“. Сейчас, в том числе в рамках уголовного преследования, мы пытаемся вернуть эти деньги в общество», — заявил господин Заварцев.
Проверку деятельности ОАО «РВ-Пермь» проводит и прокуратура Пермского края. Прокурор края Вадим Антипов эту информацию подтвердил, отметив, что проверочные мероприятия пока не завершены. По данным „Ъ-Прикамье“, они затронут также ряд юридических лиц, связанных с «РВ-Пермь», зарегистрированных в Москве.
Бывший гендиректор «РВ-Пермь» Алексей Шабалин пояснил, что ему ничего не известно о результатах проверки и позиции аудиторов. «К нам поступил запрос КСП, но мы, сославшись на решение суда, ответили, что они не имеют права проверять акционерные общества. Что было дальше, я не знаю», — рассказал он.