По дороге трат
Оправданны ли расходы на строительство ВПП в Шереметьево
Взлетно-посадочная полоса в Шереметьево подорожала на 60%. Как стало известно «Ведомостям», на строительство объекта, который возводится к Чемпионату мира 2018 года, потребуется дополнительно 20 млрд руб.
Такие данные представила Росавиация к совещанию в правительстве. Ведомство объясняет увеличение стоимости проекта инфляцией: смету составляли в 2011 году и заложили 35 млрд руб. Насколько оправданны дополнительные расходы на третью взлетно-посадочную полосу в Шереметьево?
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что изначально бюджет объекта был рассчитан неправильно.
«При проектировании полосы изначально не были учтены некоторые факторы по переносу объектов инфраструктуры и построек, которые вплотную примыкают к взлетно-посадочной полосе, — сказал он. — Возможно, это было сделано умышленно, потому что полоса получается очень дорогой. Наверное, если на начальном этапе было бы понятно, что государству придется вложить ту сумму, которая озвучивается сегодня, то, скорее всего, такое предложение пришлось бы отклонить. В этом случае власти искали бы возможности сокращения и оптимизации бюджета, а, может быть, и вообще отказа от этого проекта. Сейчас, мне кажется, финальная на сегодняшний день цифра не должна увеличиться еще больше».
В Росавиации отказались комментировать «Коммерсантъ FM» ситуацию с взлетно-посадочной полосой в Шереметьево. По информации «Ведомостей», дополнительные расходы будут закрыты за счет других объектов ведомства. При этом часть сопутствующей инфраструктуры в Шереметьево не успеют достроить к Чемпионату мира. Опрошенные «Коммерсантъ FM» эксперты полагают, что на организацию футбольного турнира это не повлияет.
А вот расходы, которые понес аэропорт, в конечном итоге придется покрывать клиентам авиакомпаний. Так считает старший научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.
«Строительство новой полосы привело в тому, что, кроме трат на нее из бюджетных средств, аэропорт был вынужден вложиться в северный терминальный комплекс вместо того, чтобы развивать терминалы, расположенные в южной зоне. Также пришлось пробить еще довольно дорогой тоннель под летным полем, что тоже увеличило затраты. Они, разумеется, будут переложены сначала на авиакомпанию, а потом на ее пассажиров. Чудес в этой экономике не бывает», — подчеркнул он.
Взлетно-посадочная полоса в Шереметьево и до изменения сметы была самым дорогим аэродромным проектом к Чемпионату мира. Теперь общая стоимость объекта составляет 55 млрд руб. Срок окупаемости подобных инвестиций большой, но государство может себе позволить такие вложения, уверен главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.
«Инфраструктурное развитие необходимо. Полосы, грубо говоря, на века строятся. Городская агломерация растет, и если там не будет построена полоса, то со временем на этом месте появится что-то другое, — отметил он. — По большому счету, эти инвестиции могут и не окупаться. Для государства строительство полосы или дороги — это не вопрос того, как заработать деньги. Речь в таких случаях идет о том, чтобы создать инфраструктуру, чтобы жизнь продолжалась».
Сейчас Шереметьево может совершать максимум 55 взлетно-посадочных операций в час. С появлением третьей полосы, как отмечают представители аэропорта, этот показатель увеличится до 90.