Ню, погоди!

Обнаженное тело продается все хуже

В то время как эротика исчезает из корпоративных календарей, на обложки Playboy, наоборот, возвращаются обнаженные модели, а граждане заказывают фотосессии в стиле ню для домашнего пользования.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ

Голые календари

Выпускающийся с 1964 года знаменитый календарь производителя автомобильных шин Pirelli называли календарем для дальнобойщиков: традиционно на его страницах размещались фото в стиле ню известных красавиц — топовых актрис и моделей. Однако в 2016 году Pirelli впервые изменил этой традиции.

Согласно новой концепции, для съемок в прошлогоднем выпуске были также приглашены известные женщины, но уже не секс-символы, а "особо отличившиеся на профессиональном, социальном, культурном, спортивном и художественном поприще".

Многие из них были отнюдь не в том возрасте, чтобы полностью раздеваться. Например, вдове лидера The Beatles Йоко Оно и писательнице Патти Смит на момент съемок исполнилось 82 года и 68 лет соответственно. Да и из тех, что моложе, в нижнем белье позировали только актриса Эми Шумер и теннисистка Серена Уильямс. Отказ от ню наблюдается и в выпуске 2017-го.

Эротические календари вслед за Pirelli заказывали для своих клиентов компании по всему миру, в том числе и в России.

"Календарь в стиле ню — это красивый и дорогой подарок клиенту, демонстрирующий помимо прочего, что компания достаточно успешна и может позволить себе такой знак внимания. По сути, календарь — имиджевая вещь",— рассказывает фотограф Илья Рашап.

Полуобнаженное тело всегда было одним из главных двигателей торговли

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Как правило, для съемок приглашаются профессиональные модели, гонорар каждой от 10 тыс. руб. за съемочный день.

Бывает, что для календаря раздеваются и собственные сотрудники, как год назад это сделали работники и работницы Набережночелнинского кранового завода.

Каждый из 12 кадров был образом памятного дня текущего месяца. Например, март, "День клиента": подписывающего в сауне договор мужчину-клиента окружают полуголые девушки с полотенцами.

Вместе с арендой студии, декорациями, реквизитом, работой фотографа только макет календаря может обойтись от 300 тыс. руб. У Ильи Рашапа было всего три заказа на эротические календари 2017-го, что несколько меньше, чем раньше. Примерно то же самое и у других опрошенных мной фотографов.

Впрочем, утверждать, что дело только в эротической теме, неправильно: кризис заставил многие компании вообще отказаться от любых корпоративных календарей.

Наступление длинных платьев

Для профессиональной съемки сюжетов с душем используются специальные "мокрые" студии

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

И все-таки с эротикой действительно что-то происходит.

По словам генерального директора модельного агентства Total Model Management Виктории Велисеевой,

наблюдается тенденция "закрытости": для участия в выставках и прочих мероприятиях все чаще заказывают девушек уже не в бикини или шортиках, а в длинных платьях. Да и на съемки в стиле ню для рекламы заказов почти нет.

Международная выставка эротической индустрии и эротического искусства "XShow 18+, мир взрослых удовольствий" в Москве в этом году будет проводиться в 15-й раз. По информации дирекции выставки, интерес к экспозиции у посетителей с каждым годом все меньше.

Когда в 2010 году бывший мэр Архангельска Александр Донской открыл в Москве на Арбате музей эротического искусства "Точка G", проект казался ему весьма перспективным. Желающие поглазеть на старинные презервативы, антикварные секс-игрушки и языческую эротическую живопись шли валом.

"В первый же год мы получили прибыль 2 млн руб.",— рассказывает Александр Донской. Воодушевленный успехом, в 2013-м он открыл вторую "Точку G" на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. И она тотчас же получила бесплатную рекламу в виде акции протеста под предводительством депутата Виталия Милонова. Как вспоминает Донской, после поднятого борцом за нравственность скандала сборы мгновенно подскочили.

Однако через какое-то время питерский музей закрылся, и вовсе не из-за давления мракобесов, а по чисто прозаической причине: первая волна интереса к нему схлынула, а дальнейший поток не окупил расходов на содержание. В Москве музей окупается, но, по словам Александра Донского, прибыль равна нулю.

Закройтесь немедленно!

Коммерческий спрос на эротику все меньше, но без работы фотографы, специализирующиеся на ню, не сидят

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

"Сначала я полагал, что против музея эротики и вообще любых законных услуг и товаров категории 18+ выступают только городские сумасшедшие на фоне сезонных обострений,— делится наблюдениями Александр Донской,— но потом стало очевидно, что предпосылками являются нарастающие в обществе религиозные настроения".

Еще свежи воспоминания о скандале в сентябре 2016 года с блокированием активистами "Офицеров России" Центра фотографии имени братьев Люмьер в Москве, когда там проходила выставка эротических работ известнейшего в мире фотографа Джока Стерджеса "Без смущения". Один из хулиганов даже облил несколько фотографий мочой.

Сенатор Елена Мизулина тогда обратилась к генпрокурору с требованием провести проверку, а в случае выявления нарушений законодательства закрыть экспозицию. В результате администрация центра выставку закрыла добровольно, хотя и попыталась сохранить лицо. Согласно официальной версии, как раз на фоне скандала в здании произошла авария — прорвало водопроводную трубу, залы затопило.

Прецедент наглядно продемонстрировал российским фотографам и художникам, работающим с ню, все возможные риски. Фотограф Александр Батыру считает, что

"начался какой-то неуправляемый занос в обществе — церковь пошла в наступление. Отношение к эротике становится отрицательным".

Он готовит свои эротические работы для выставки, "но проводить ее буду, скорее всего, за границей".

Сегодня любой проект, хоть как-то ассоциирующийся с эротикой, рискует подвергнуться гонениям воинствующего ханжества.

Восемнадцать плюс

По словам фотографа Александра Батыру, сейчас большинство заказов на эротическую съемку делают частные лица исключительно для личного пользования

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Вот презервативы — продукция медицинская, свободно представленная в продаже даже без маркировки 18+. Но у некоторых граждан при определенной доле фантазии этот товар способен вызвать такие эротические переживания, что мало не покажется.

В конце 2016 года в поселке Боголюбово Владимирской области местные православные прихожане выступили против открытия в их населенном пункте цеха по производству презервативов. И добились своего — владельцу предприятия пришлось искать другую площадку.

Помимо "общественного контроля" в последние годы ужесточились и законодательные ограничения.

"Например, рекламу об эротической выставке в СМИ дать невозможно: ограничения 18+ делают свое дело",— сказали организаторы "XShow 18+". Печатных СМИ, готовых публиковать такие фото, практически не осталось — их охват аудитории близок к нулю.

Причины тут не в содержании, а в общем кризисе печатных изданий. Даже российский Playboy в 2017 году будет выходить уже не каждый месяц, а раз в квартал.

В онлайн-СМИ сейчас все тоже строго контролируется: ради размещения одной-единственной фотографии ню сайту придется переходить в категорию 18+, что влечет множество ограничений доступа и потерю трафика.

Да и в соцсетях эротическую рекламу тоже могут не принять, а при вирусном распространении — просто забанить: гонения на "сиськи" в Facebook, когда по жалобе на безобидные картинки блокируются аккаунты разместивших их пользователей, уже стали притчей во языцех. Собственно, вот и причина падения заказов на эротические съемки моделей.

Обнаженка вам в помощь

Московский музей "Точка G" больше напоминает выставку эротических приколов

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Музеи секса или эротики начали массово появляться в 1990-х — начале 2000-х годов. Самый крупный открылся в Берлине в 1996-м. Популярные экспозиции работают в Амстердаме (с 1985 года), Нью-Йорке (с 2002 года), Пекине (с 2003 года).

Поначалу они пользовались огромной популярностью: в первый день работы пекинского музея наблюдалось столпотворение — в давке даже раздавили стекло витрины на одном из стендов.

Но сегодня интерес к ним упал. Берлинский музей был закрыт в 2015 году из-за сноса здания, в котором располагался. Однако сведений о его восстановлении на другой площадке до сих пор нет: видимо, владельцы не увидели в этом коммерческой перспективы.

Причина — развитие цифровых технологий: для сексуального самопросвещения или эротических впечатлений теперь нет нужды покупать полиграфическую продукцию, диски или посещать экспозиции — все материалы можно найти в интернете за пару кликов.

Любители клубнички ушли в бесплатное потребление контента в сети, а на выставки эротических фотографий и экспонатов теперь приходят лишь туристы да ценители искусства.

Притягательность эротики остается неизменной — такова уж природа человека. Раздетые или одетые модели дефилируют на мероприятиях, позируют на фоне нового концепт-кара, рекламируют драгоценности и меха.

"Красиво сделанная фотография обнаженной женщины — не просто фотка, она транслирует определенное настроение и поднимает внимание к рекламе в десятки раз,— рассказывает Александр Батыру.— Недавно мой знакомый пожаловался на низкую отдачу своих объявлений на автомобильном портале. Мы добавили к изображению автомобиля эротическое фото — просмотры мгновенно подскочили с сотен до десятка тысяч".

После почти годового перерыва американский выпуск журнала Playboy возвращает на обложки фото полностью обнаженных моделей. Первая такая обложка появится в мартовском номере.

Отказ от обложек в стиле ню связывают с развитием онлайн-версий издания, в частности — с запуском в 2016 году мобильного приложения Playboy Now. Подразумевалось, что при загрузке страницы с обложкой без ню на гаджет в общественном месте или на офисном компьютере пользователь не будет стыдиться окружающих.

Исчезновение обнаженки теоретически могло способствовать и росту печатного тиража — расширилось число торговых точек, готовых выложить издание в новой обложке. Однако без обнаженки бизнес пошел еще хуже.

Бессмертное ню

Защитники общественной нравственности становятся все более нетерпимыми к теме секса

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

По словам Александра Батыру, он и сегодня завален заказами на эротическое фото. Впрочем, сейчас это чаще всего заказы от частных лиц и исключительно для личного пользования.

Можно нащелкать тысячи селфи, но для семейного альбома хочется сделать профессиональное фото — народ в последние годы снова потянулся в студии. Причем немало тех, кто ради этого готов раздеться.

По словам фотографов, фото в стиле ню заказывают, как правило, женщины до 40 лет. Для себя, в подарок любимому мужчине.

"Одни мои клиенты, семейная пара, свои фотографии повесили у себя в спальне",— комментирует Александр Батыру. По словам фотографа Евгения Дробышева, некоторые пары в контексте фотоисторий своих отношений заказывают и так называемую будуарную съемку — в интерьере постели.

"А у меня был заказ от молодого мужчины на жесткую эротику — снять фильм о его сексе с двумя девушками,— рассказывает кинорежиссер Дмитрий Тихомиров.— Как я понял, для него это был способ сохранения эротических воспоминаний".

Похоже, это общемировая тенденция.

Большинство фотографов, снимающих обнаженную натуру, утверждают, что их задача — не раскрыть "тему сисек", а создать образ

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Один из самых известных в мире и самых удачных эротических проектов последнего времени — фильм "Пятьдесят оттенков серого" на тему БДСМ. При бюджете фильма в $40 млн кассовые сборы составили почти $600 млн.

Фильм, вышедший в 2015-м, произвел эффект, соизмеримый с появлением картины "Эммануэль", которая в 1974 году казалась революционной, а сегодня многие считают ее пресной.

А изданную в 2011 году книгу "Пятьдесят оттенков серого" можно считать образцом удачного эротического проекта в литературе: общий тираж в 37 странах составит 30 млн экземпляров. По скорости же продаж книга о БДСМ-отношениях обогнала даже романы о Гарри Поттере.

Вся лента