Тамань и Керчь свяжут по-новому
На Кубани приступили к реализации проекта морского пассажирского сообщения на маломерных судах
Компания «Боспор шиппинг» заявила о запуске регулярного морского сообщения между Таманью, Ростовской областью и Керчью. В реконструкцию портовой инфраструктуры в ближайшие месяцы она намерена вложить 25 млн руб. при уже инвестированных 25 млн. Объем пассажирских перевозок с мая по октябрь в первый год прогнозируется на уровне 300 тыс. человек. Для создания производства катамаранов «Боспор шиппинг» намерен привлечь до 200 млн руб. в ближайшие несколько лет. Эксперты считают, что компания может занять до 80% рынка пассажирских перевозок, это предложение будет востребовано местными жителями и туристами. Помешать развитию бизнеса может отсутствие интереса к проекту у крупных инвесторов.
Судоходная компания «Боспор шиппинг» в мае намерена запустить регулярные морские пассажирские перевозки между станицей Тамань и Керчью. По словам генерального директора фирмы Николая Чепеля, в проект до начала навигации инвестируют в общем 50 млн руб. Средства пойдут на реконструкцию здания морвокзала, площадки для приема пассажиров и посадки на автобусы, а также на удлинение причала на территории бывшего яхт-клуба «Арго». С мая по октябрь компания планирует перевезти более 300 тыс. пассажиров на трех тихоходных судах советского периода постройки и вместимостью до 50 человек каждое. Билет, по словам руководителя «Боспор шиппинга», будет стоить 600—900 руб. Основными клиентами станут, как рассчитывает Николай Чепель, туристы, а также жители населенных пунктов Темрюкского района Кубани и прибрежных городов Крыма, которые навещают своих родственников: «Добираться до паромных переправ и от них к населенным пунктам им неудобно и невыгодно. Автобусные рейсы редки, их логистика крайне неудобна и вызывает у людей массу нареканий. Проезд на такси только до паромной переправы стоит около 2 тыс. руб. Жители района регулярно обращаются в федеральные органы власти и к перевозчикам с просьбой восстановить существовавшее в советское время сообщение маломерными судами». По словам господина Чепеля, интерес к новому маршруту проявили и туристические компании, которые увидели в этом возможность организовать насыщенный комплексный отдых клиентов в близлежащих к Тамани городах, в Темрюкском районе, а затем в Крыму. Глава компании также сообщил „Ъ-Кубань“, что сейчас прорабатывается проект создания в Крыму производства скоростных катамаранов из композитных материалов стоимостью до 20 млн руб. каждый, куда «Боспор шиппинг» намерен вложить порядка 200 млн руб. С помощью новых судов «Боспор шиппинг» планирует открыть морское сообщение между городами и станицами Краснодарского края, Крыма и Ростовской области. Компания уже подготовила предложения по частно-государственному партнерству для Минтранса РФ, а также приступила к поискам соинвестора.
● По данным системы «Картотека.ру», ООО «Судоходная компания „Боспор шиппинг”» зарегистрировано в августе 2014 года. В равных долях им владеют Николай Чепель и Галина Полковникова. Уставный капитал — 20 тыс. руб. В связи с отсутствием хозяйственной деятельности до 2016 года бухгалтерская отчетность в системе не отражена.
По данным сайта оператора Керченской паромной переправы — ООО «Морская дирекция», в 2016 году ею воспользовались более 6,2 млн человек, что на 31,2% больше по сравнению с 2015 годом. В прошлом году Минтранс РФ сообщил, что в период с 30 апреля по 30 сентября 2016 года на территорию Крымского федерального округа и в обратном направлении через Керченскую паромную переправу перевезли 4,2 млн пассажиров. Эти показатели превышают цифры за аналогичный периода 2015 года на 24%.
Аналитик «Алор брокер» Кирилл Яковенко подчеркивает, что сейчас у компании есть возможность занять до 80% рынка пассажирских перевозок маломерными судами между Кубанью и Крымом и получить выручку при высокой рентабельности в этом году до 270 млн руб. Весь рынок подобных перевозок эксперт оценил в 1—1,5 млрд руб. «Для этого стартапа наступил удобный момент — нужно развить альтернативные маршруты перевозки местных жителей и туристов в Крым и на Кубань. Керченский мост не будет идентичным конкурентом: для передвижения по нему нужен личный автомобиль или билет на автобус»,— заметил эксперт. Собеседник „Ъ-Кубань“ подчеркнул, что успешному развитию может помешать только естественная конкуренция в нише, которая пока свободна, как и транспортные пути на этом маршруте. Он отметил, что строительство катамаранов — реалистичный проект, поскольку речь идет о производстве востребованных рынком морских перевозок недорогих, но комфортных судов.
«У проекта мало шансов вырасти в крупный доходный бизнес, как это происходит в других странах, без инвестиций в 200—500 млн руб. Желающих войти в проект будет ничтожно мало: крупным инвесторам сейчас невыгодно вкладывать меньше 1 млрд руб., приобретать или участвовать в непрофильных активах»,— сообщил „Ъ-Кубань“ на условиях анонимности вице-президент московской консалтинговой группы. Он также выразил сомнения в выделении средств из федерального или краевого бюджетов на этот проект до окончания строительства моста через Керченский пролив из-за дефицита финансов.
«Реализовать проект можно и без бюджетных средств. Условия для развития транспортной отрасли в крае созданы, есть много маршрутов, и новые должны заинтересовать разные группы потенциальных клиентов»,— считает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Он также отметил, что организация морского пассажирского сообщения между Таманью и Керчью позволит снизить нагрузку на инфраструктуру перевозок по этому направлению, а также благоприятно скажется на дорожной ситуации в крае.