«Для меня это был такой кислотный, агрессивный Феллини»
Режиссер Илья Найшуллер о съемках клипа «Кольщик»
В День всех влюбленных группировка «Ленинград» выложила на YouTube клип на песню «Кольщик», концертная премьера которой состоится 23 февраля на церемонии «Чартова дюжина» в «Олимпийском». За сутки клип посмотрели более миллиона раз. Режиссером клипа был Илья Найшуллер, автор фильма «Хардкор», снятого от первого лица, а также клипа канадского певца The Weeknd «False Alarm» и вирусных роликов собственной группы Biting Elbows. ИЛЬЯ НАЙШУЛЛЕР рассказал БОРИСУ БАРАБАНОВУ о том, как снимался клип.
— Какое у тебя интервью сегодня по счету?
— Первое. У меня насыщенный съемочный день, я на звонки не отвечал.
— Ты не жалеешь о том, что вскоре после премьеры клипа в интернете появилась версия «от конца к началу», в которой даны ответы на все вопросы, и магия пропала?
— Когда я снимал клип, я отдавал себе отчет в том, что именно так все и будет, через пять минут люди скачают клип и запустят в обратном направлении. Да мы и сами это сделали сразу по окончании съемок — перевернули ролик. И было так здорово! В правильном виде он все равно смотрится нормально. Ведь мы в любом случае хотели рассказать историю, медленно выявляя «источник проблемы». И в любом случае я рад, что люди так или иначе интересуются моей работой. Я не обламываюсь.
— Идея снять клип для «Ленинграда» появилась, когда Сергей Шнуров снимался в твоем фильме «Хардкор»?
— Нет, позже. Это произошло буквально прошлым летом, в июле. Мне позвонил Митя Муравьев, парень из агентства Fancy Shot, которое снимает большинство шнуровских клипов. Он изложил мне задачу: есть песня и нужно снять … в цирке.
— Этим установки исчерпывались?
— Да.
— Где нашли цирк?
— В городе Тверь. Мы отнеслись к этому пространству с уважением, хотя по кадру этого не скажешь. А цирк с уважением отнесся к нам.
— Правильно ли я понимаю, что связи сюжета клипа с сюжетом песни «Кольщик» нет никакой?
— Для меня она есть. Среди героинь клипа есть девушка, от лица которой могла бы быть рассказана эта история. Но я не скажу, кто это.
— Хорошо. Я видел в клипе Юлю Топольницкую из клипа «Экспонат», но не буду спрашивать, она это или нет. Тебе уже сообщили, что клип вдохновлен Квентином Тарантино?
— Я могу тебе сказать, что было моим внутренним референсом. Для меня это был такой кислотный, агрессивный Феллини. Я рад, что кое-кто в комментариях в YouTube уже провел эту параллель.
— Сколько времени заняли съемки?
— У нас было пять смен — с 10 по 15 декабря. Съемочная группа — 150 человек. 400 человек в массовке. Графикой и спецэффектами занимались человек 60, это те же люди, которые со мной работали над фильмом «Хардкор» и клипом The Weeknd «False Alarm». На финишной прямой мы просидели у них в офисе часов 45. Каскадеры тоже с нами были в фильме «Хардкор». Лучшие в стране. Их было человек 35. Думаю, это самый масштабный русский клип за последние годы.
— Мне вчера назвали сумму бюджета в миллионах рублей…
— Я не могу давать комментарии о бюджете.
— Но это дороже, чем «False Alarm» или дешевле?
— Вообще ничего не могу говорить.
— А сложнее или проще?
— В чем-то сложнее, в чем-то проще. «Кольщика» снимала моя команда, все свои, а «False Alarm» — все американцы, за исключением одного человека. В Америке смена могла длиться 12–13 часов, здесь — 18–19 часов. Историю такой сложности с таким количеством кадров по-другому снять было нельзя. Если в «False Alarm» было 5–6 невероятно сложных моментов, то в «Кольщике» любой экшен-кадр был очень сложный и опасный. У нас все трюки живые — если человек падает, то он по-настоящему падает. Актеру, который играл разъяренного мужчину в ВИП-ложе, далеко за 60, но он прыгал с большой высоты на каскадерские маты, хотя его могли заменить. Он сказал, что ему интересно попробовать. Если у нас кто-то горит, то по-настоящему горит. А голову, которая катится по арене, и ногу Топольницкой, которую ест тигр, сделал дизайнер.