Самара влетела в программу
Семь авиамаршрутов получат бюджетные субсидии
Росавиация включила в программу субсидирования региональных воздушных перевозок 22 новых маршрута, в том числе семь из Самары. Полеты будут осуществляться в Ижевск, Казань, Киров, Нижнекамск, Оренбург, Пермь и Уфу. В изначальный вариант программы Самара, напомним, не попала, так как 85 % средств были распределены между Сибирью и Дальним Востоком, и денег на все регионы просто не хватило. Предыдущие три года полеты из Самары осуществлялись в рамках отдельной программы по Приволжскому федеральному округу, но на 2017 год она продлена не была. Это решение считают правильным эксперты.
О том, что программа субсидирования региональных воздушных перевозок пополнилась новыми маршрутами, сообщила в среду пресс-служба Росавиации. В частности, в документ были включены рейсы по семи направлениям из Самары.
Напомним, помимо федеральной программы, в Приволжском федеральном округе действовала своя, разработанная в 2013 году по инициативе полпреда президента в ПФО Михаила Бабича. Пассажиры оплачивали 50 % стоимости перелета, а остальные 50 % компенсировались из федерального и регионального бюджетов. В 2014–2015 годах субсидии составляли по 620 млн руб., в 2016 году — 450 млн руб. Предполагалось, что благодаря программе пассажиропоток на внутренних рейсах в ПФО увеличится вчетверо, до 150–170 тыс. человек. В первый год авиакомпании перевезли только 90 тыс. пассажиров, в 2014 году — 91,7 тыс., в 2015 году — 102,6 тыс., в 2016‑м — около 120 тыс. В 2016 году из Самары можно было улететь в семь городов: Ижевск, Казань, Киров, Нижнекамск, Оренбург, Пермь и Уфу. Окружная программа изначально была рассчитана на три года и на 2017 год продлена не была.
В начале января этого года Росавиация опубликовала федеральную программу субсидирования региональных авиаперевозок на 2017 год общей стоимостью 3,45 млрд руб. На тот момент в нее были включены перелеты по 102 направлениям, в том числе из некоторых городов ПФО, например из Казани и Уфы, однако ни один рейс из Самары в программу не вошел. Как поясняли ранее в Росавиации, порядка 85 % выделенных на программу средств были направлены в первую очередь на субсидирование рейсов, которые обеспечивают связь с труднодоступными районами Сибири и Дальнего Востока. Оставшаяся сумма оказалась невелика, и, как следствие, не все регионы были включены в программу. Однако в Росавиации тогда уточняли, что в течение года список направлений может быть расширен за счет экономии средств.
В среду Росавиация сообщила о том, что по итогам первого месяца реализации программы удалось сэкономить 257 млн руб. «По собственным заявлениям авиакомпаний из перечня были исключены три субсидируемых маршрута: Иркутск — Томск, Новосибирск — Кызыл и Хабаровск — Зея. Также экономия образовалась за счет переноса авиаперевозчиками дат открытия полетов по ряду направлений на более поздние сроки», — пояснили в пресс-службе ведомства. Сэкономленные средства были направлены на субсидирование 22 новых маршрутов, в том числе семи из Самары. Как и в прошлом году, полеты будут осуществляться в Ижевск, Казань, Киров, Нижнекамск, Оренбург, Пермь и Уфу.
Сколько средств из бюджета Самарской области будет потрачено на софинансирование программы, уточнить вчера не удалось: на запрос „Ъ“ в правительстве региона не ответили. Редактор отраслевого портала «Авиа.Ru» Роман Гусаров напоминает, что целью субсидирования региональных авиаперевозок в ПФО было не только внедрение новых маршрутов внутри округа и увеличение на них пассажиропотока, но и, как следствие, планировалось постепенно довести их до самоокупаемости. «Но этого не произошло, так как, на мой взгляд, людям этого просто не нужно. Между городами ПФО нет тесных экономических связей и постоянного внутреннего туристического потока. Кроме того, практически у каждого есть автомобиль, и такие расстояния можно преодолевать и на нем. Поэтому я считаю правильным решение в целом не держаться за окружную программу, а субсидировать отдельные направления», — рассуждает господин Гусаров.