«Горжусь тем, что живу и работаю в Липецкой области»
Группа компаний «ТРИО» - одно из крупнейших многопрофильных предприятий на территории не только Липецкой области, но и России. Его история демонстрирует эффект синергии предпринимательской инициативы, разумной региональной политики по поддержке бизнеса и роли личности в истории отдельно взятой компании. О том, как взаимосвязаны различные компоненты успеха, размышляет Евгения Уваркина - председатель правления ООО «АГРОФИРМА ТРИО», председатель Комиссии по вопросам АПК и развитию сельских территорий Общественной палаты РФ, член правления Национального Союза производителей молока, председатель Совета директоров Ассоциации сельхозтоваропроизводителей Липецкой области, руководитель наблюдательного Совета СПССК «Объединенные производители молока».
— Евгения Юрьевна, на ваш взгляд, удалось в Липецкой области создать механизмы, стимулирующие развитие предпринимательства на селе?
— Безусловно. Команда губернатора Олега Королева сформировала стратегический подход. Многие региональные программы, которые были инициированы в Липецкой области, реализуются потом и в рамках федеральных программ. К примеру, еще в 2005 году область стала новатором в практике субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам. Наша компания является участником одной такой программы — компенсации части инвестиционных затрат: в свое время мы осуществили реконструкцию молочного и двух животноводческих комплексов, получив компенсацию до 30% затрат на закупку технологического оборудования.
Региональные программы по поддержке агропромышленного комплекса оказали существенное положительное влияние на инвестиционный климат и помогли развиваться как среднему и крупному бизнесу, так и фермерству.
Если говорить более предметно о предпринимательстве на уровне фермерства, Олег Петрович выступает также инициатором и новатором в развитии кооперации. И здесь делается акцент на том, чтобы главы районов и поселений уделяли особое внимание выявлению предпринимательской инициативы, что будет способствовать ее развитию. Ведь одно дело — сделать маленькую пекарню или открыть цех по производству продуктов питания в городе, где поток покупателей гораздо выше и более быстрая окупаемость, и совсем другое — на селе.
В сельской местности необходимо своевременное доведение информации существующих региональных или федеральных программ поддержки до инициативных людей. Поэтому на местах очень важна системная работа с населением со стороны глав районов и поселений.
— Какие безусловные преимущества кооперации вы можете выделить? Как оцениваете степень развитости кооперативного движения в Липецкой области?
— Правильная работа с населением — это один из мощных рычагов стимулирования предпринимательской активности на селе. Конечно, культура кооперации, ее философия должны формироваться, прежде всего, в наших головах. Очевидно, что сегодня главный тормоз развития кооперации в России — отношение к ней самих людей. А губернатор, инициируя вместе со своей командой программы поддержки этого направления, создает тот самый «пряник», с помощью которого постепенно меняется отношение людей к кооперации.
Кооперация — это и возможность применения инноваций для фермерства. Среднему и крупному бизнесу значительно доступнее новые технологии. Мы можем съездить за границу, познакомиться с их практикой, пригласить экспертов, технологов и осуществить новации у себя. Фермерам сделать это гораздо сложнее. Объединение в ассоциации, кооперативы позволят им вместе приобрести оборудование высокого уровня. Открыть цех по переработке молока в районе одному фермеру сложно, а нескольким фермерам, объединившимся в кооперации, — легче.
Я горжусь тем, что живу и работаю в Липецкой области, где очень правильное отношение со стороны администрации к формированию инвестиционного климата, и существуют региональные программы по поддержке инвестиций, а природно-климатические условия позволяют строить эффективный сельскохозяйственный бизнес. Сообща мы успешно движемся к главной цели — использовать эти возможности для увеличения производства продукции, чтобы обеспечить ею не только региональные потребности, но и делать серьезный вклад в продовольственную безопасность нашей великой страны. Мы понимаем, что есть регионы, где просто невозможно получить в достаточном количестве необходимую продукцию из-за сложных климатических условий. Поэтому на нас, живущих и работающих в благодатном Черноземье, лежит особая ответственность. Имея такой мощный потенциал для земледелия и животноводства, мы можем вносить свой вклад также в развитие экспортного потенциала страны.
— Не так давно вы выступили модератором круглого стола, посвященного инновациям в АПК и развитию сельских территорий на площадке Общественной палаты РФ. Как полагаете, что является главным тормозом инновационной активности на селе?
— Инновации — это возможность получить качественную продукцию, лучший результат за меньшие деньги в части операционных затрат. Безусловно, нужны инвестиции для того, чтобы приобрести такие технологии и оборудование. Я всегда говорю, что инновации — это еще и люди. Ты не можешь просто приобрести технику, необходимо, чтобы и люди были готовы с ней работать. Понимаю, что успех нашей компании в том, что нам удается сделать так, чтобы наши работники понимали смысл инноваций, хотели их применять. Мы постоянно вкладываемся в модернизацию. За последнее время в рамках техперевооружения сахарного завода установили паровую сушку для жома. Их всего 23 в мире, а в России она пока единственная. Такая сушка энергоэффективна, так как в отличие от традиционного оборудования использует не газ, а пар от ТЭЦ, который еще и дальше идет в производство. Это решение позволяет получать и более экологичный продукт: жом сушится в закрытом цикле и избавлен от побочного отрицательного эффекта при сушке газом, когда образуется пыль.
— Руководство региона помогает начинающим аграриям вникнуть во все тонкости управленческих и производственных процессов?
— Конечно. Развитие АПК в Липецкой области курирует вице-губернатор Николай Тагинцев, который умеет слушать и слышать тех, кто работает на земле. Очень важно, чтобы лидер региона умел подбирать эффективную команду. Ведь, как известно, один в поле не воин. Создать команду и мотивировать ее на результат — особая наука, которую глава региона преподает на собственном примере.
Когда мы только начали заниматься семейным бизнесом в сельском хозяйстве, Олег Петрович Королев приехал к нам на производство в рамках одного из семинаров. Тогда он мне сказал фразу, которую помню до сих пор: «Евгения, если ты хочешь расти как руководитель, пойми важность того, что главный инженер, который работает у тебя в компании, не должен ремонтировать сломавшуюся машину — его главной задачей является организация производства. Если он будет заниматься ремонтом машины, то не факт, что комбайны вовремя выйдут в поле. Если ты умеешь сеять, убирать урожай, но не умеешь управлять людьми, то по сути ты фермер, ты не сможешь расти и работать на большей площади, так как здесь очень важно быть руководителем — работать с людьми, организовывая процесс производства». Я хочу поблагодарить Олега Петровича за ту мудрость, которую он передает нам. И, конечно, от всей души поздравляю его с наступающим юбилеем! Знаете, всегда удивляюсь таланту Олега Петровича и могу сказать, что мудрость этого человека опережает его возраст, а жизненная позиция, активность, смелый взгляд в будущее и драйв, которым он всех заражает, — это свойство молодого энергичного руководителя. Я желаю Олегу Петровичу здоровья и всегда оставаться таким человеком, который способен заражать желанием быть лучшим.
По большому счету, дело не в возрасте, а в желании и стремлении. Когда в человеке это есть, он делает все, чтобы достичь цели. Главное — желание. Тогда он в любой трудности ищет пути ее преодоления, и у него все получается. А если с порога утверждать, что это невозможно, — ничего не достигнешь, потому что в голове уже поставлен крест на цели. Трудности — это возможности для сильных.
— Это формула успеха вашей компании?
— Если выводить нашу формулу, успех — это люди, инновации и лучшие технологические решения, а основные ценности — это выполнение взятых на себя обязательств и социальная ответственность. Предприятие, которое постоянно думает о внедрении современных технологий, имеет будущее — это и есть стратегическая конкурентоспособность.
В 2003 году, когда начинали бизнес, мы слишком мало понимали в сельском хозяйстве, приходилось учиться на ходу. А компания стремительно развивалась. Свой первый весенний сев провели на площади 1,3 тыс. га, сейчас у нас в севообороте более 85 тыс. га. Сначала задача была приобрести технику, потом — открыть один молочный комплекс, затем —картофельный проект. С 2014 года мы приступили к реализации очередного крупного проекта — модернизации сахарного завода. Мы вместе с производственниками изучали опыт лучших предприятий, для этого много ездили в Европу, Америку.
Мы сегодня с гордостью говорим, что имеем хороший результат в организации производства. Подтверждение этого в части молочного проекта — высокая продуктивность, в картофельном направлении — золотой стандарт качества компании «Фрито Лей», а также самая высокая урожайность в зачетном весе на заводе у покупателя. И это при условии того, что мы храним картофель с сентября по июль.
В 2016 году мы осознали, что все это время занимались организацией эффективного производства. А для перехода на ещё более высокий уровень нам необходимо перейти к культуре производства.
— На отчетном собрании коллектива ГК «ТРИО» по итогам 2016 года вы объявили, что нынешний год будет проходить под эгидой культуры производства и безопасности труда. С чем это связано?
— Культура неразрывно связана с безопасностью труда. Поэтому мы в 2016 году объявили начало соответствующей программы. Вводим специальный KPI. Начинаем проводить ежемесячные встречи на одном из предприятий группы компании с ознакомлением с реальной ситуацией. Также в рамках этих встреч анализируем отчеты руководителей о проделанной работе.
Когда внутри компании в одном подразделении на территории царит беспорядок, накопленный годами, а другом чистота и цветы на клумбах благоухают — надо показывать разницу и побуждать людей создавать вокруг себя красоту и порядок. Мы убеждены, что культура производства и охрана труда в результате положительно влияют на производительность труда и повышение эффективности в целом. Кроме этого, когда люди работают в комфортных условиях, ощущают заботу компании об их безопасности, растет корпоративная ответственность.
— Какую миссию вы отводите интернет-порталу «Развитие села»», в создании которого вы сыграли важную роль?
— Его задачи выходят за пределы Липецкой области. В рамках моей общественной работы Комиссия по вопросам АПК и развитию сельских территорий Общественной палаты РФ, председателем которой я являюсь, инициировала этот проект. Он направлен на то, чтобы лучшие практики, реализуемые в сельской местности разных регионов, стали достоянием всех. По сути, этот ресурс отвечает на два ключевых вопроса, которые всегда задает человек, когда хочет что-то сделать: «Где я могу посмотреть, как это работает?» и «Где можно получить в доступной форме информацию о тех или иных государственных формах поддержки?». А еще дает информацию о том, куда приложить добрую волю и финансы тем, кто хочет поддержать какой-то социальный проект, способный создать на селе более комфортную среду или развивать туризм.
— ГК «ТРИО» отличается особой активностью на ниве благотворительности. Это тоже работает на развитие бизнеса?
— У нас семейная компания, мы невольно транслируем в бизнес семейные ценности. Вспоминая начало нашего пути в 2003 году, с удовлетворением видим, что сделано много, и это оценивают люди. В том числе и работники нашей компании, что очень важно. Как только человек начинает получать хорошую заработную плату, он стремится жить более достойно. Чтобы рядом был хороший садик, школа, спортзал. В чем мы и участвуем, поддерживая социальные проекты. Если все это есть, люди не захотят уезжать из села. Вот и получается, что наш вклад в благотворительность — это инвестиции в человеческий капитал на 20-30 лет вперед. А, значит, и в развитие компании.
С другой стороны, мы понимаем, что помогать обустройству сельских территорий — наша обязанность. Ведь что такое государство? Это мы с вами. И каждый из нас может вложить хоть маленькую лепту в то, чтобы жить в более комфортных условиях. Я сейчас в рамках общественной работы совершаю много поездок и вижу, что в некоторых регионах пока не научились привлекать социально ответственный бизнес к решению насущных задач. А ведь когда мы вместе с властью и населением решаем и делаем то, что нужно селу, люди более бережно начинают относиться к этому.
— В ГК «ТРИО» существует целая система регулярно действующих социальных и благотворительных программ. Расскажите о ней.
— До 2011 года мы оказывали финансовую помощь периодически, откликаясь на просьбы. Но поняли, что можно сделать эту помощь более эффективной, если ее планировать заранее. Мы собрали глав шести районов, на территории которых работаем, сообщили, что готовы обозначить стратегическую программу, и вместе с ними запланировать ряд статей для бюджетирования. С тех пор в конце каждого года закладываем финансирование на следующий год.
Одной из самых существенных статей данной программы является программа развития территорий. Для равномерного распределения средств взяли сумму, примерно равную 3% от объема фонда заработной платы работников подразделения, базирующегося в том или ином районе, и направляем ее на социальные, инфраструктурные объекты. Получается порядка 30 млн рублей в год.
После этого началась просто фантастическая синергия наших средств! Одному району эти деньги позволили войти в федеральную программу по ремонту водопровода, поскольку появилась возможность оплатить проектирование, другому — осуществить капитальный ремонт школы, садика…
К примеру, в Долгоруковском районе наша компания сделала проект детского сада на 110 мест за 1 млн рублей, в результате район включился в госпрограмму и привлек еще 100 миллионов из федерального, 10 миллионов из областного бюджета. Так в селе появился детский сад с бассейном: такой же, как в областном центре. Мы увидели, что вложенный нами рубль приносит районам в среднем 10 рублей за счет привлечения дополнительного финансирования из разных федеральных и региональных госпрограмм.
Конечно, есть и те объекты, которые мы поддерживаем, но которые не могут включиться ни в одну из существующих госпрограмм. Так, недавно мы торжественно открыли спорткомплекс в селе Докторово Лебедянского района, который с 1997 года был заброшен. За три года почти 6 млн рублей вложили в ремонт. Глава района подвел к нему газ, свет, и там уже начали тренироваться дети. Вы бы видели глаза сельчан! Они уже не верили, что у местной школы появится спортзал. И как работники ГК «ТРИО», живущие в этом селе, гордятся своей компанией!
— В конце прошедшего года глава Липецка Сергей Иванов и местные бизнесмены приняли решение о создании Клуба меценатов. Вы являетесь активным участником рабочей группы по подготовке будущего проекта. Систематизация благотворительности — это главный посыл Клуба меценатов?
— Мы действительно думаем об этом. Не так давно знакомый врач попросила подключиться к общественной работе по восстановлению храма. Я тогда осознала, что важно не только самой проявлять благотворительность. Может быть, более важно найти и привлечь единомышленников для синергии усилий и финансов на благое дело. В том числе власти и активных граждан. И реконструировать, например, парк. Тогда каждый из нас, приходя в этот парк, будет радоваться тому, что внес посильную лепту в благое дело. Это философия Клуба меценатов. Его идею поддержали губернатор Олег Королев, мэр Липецка Сергей Иванов. Но мы понимаем, что здесь не должно быть пиара, а только ответственность за то, что ты делаешь для людей. Нас вдохновляет и опыт воронежского объединения бизнесменов «Лидер». Понимаем, что пока среди бизнес-сообщества низкая степень доверия к общественным благотворительным структурам. Я и сама с определенной долей недоверия отношусь к письмам, отправитель которых просит оказать финансовую помощь абстрактным фондам или мероприятиям — предпочитаю потратить эти же деньги на конкретный проект.
Для каждого из нас важна поддержка единомышленников и уверенность в том, что мы участвуем в реальном проекте, внося в него свой вклад. В этом и заключается основная идея Клуба меценатов — объединить усилия для того, чтобы достичь синергии и большего масштаба.
— Вас называют одной из самых ярких бизнес-леди в российском истеблишменте, вы ведете насыщенную общественную деятельность. При этом являетесь мамой шестерых детей. Как вам удается все успевать?
— Я приведу вам такой пример: моя дочь учится в магистратуре и недавно сдавала зачет. Когда ей задали вопрос, кто из лидеров для нее служит ориентиром, она назвала несколько известных имён, но решила рассказать именно о маме. Для меня это очень дорого и ценно. И это — подтверждение тому, что наши дети очень много впитывают именно от нас, от родителей, от семьи. Мы можем учить их, рассказывать им, как правильно жить, приводить им множество теорий. Но бесспорным остается факт: лучше всего они учатся на наших примерах, а их жизненные ценности формируются на основе наших ценностей.
Конечно же, мне, как и любой маме, хочется больше времени проводить со своими детьми. Я постоянно испытываю чувство, будто 24 часа в сутках — это ничтожно мало. Для того, чтобы осуществить все то, что требуют долг и душа. Бывают дни, когда я прихожу домой поздно, а ребята уже спят. Однако в таком ритме мы наиболее явно начинаем понимать, насколько дорога каждая минута, проведенная вместе. У нас существует много добрых семейных традиций, которые мы с радостью соблюдаем. Мое утро начинается с улыбок детей, их искренних объятий и поцелуев, с волшебной фразы «Доброе утро, мамочка» и бесконечного потока радости. Нет ничего прекраснее совместных завтраков и ужинов большой шумной семьей — когда дети веселятся, общаются с нами, рассказывают о том, как прошел их вчерашний день, каких успехов они достигли. Такие мгновения наполняют меня фантастическим чувством любви, которое в моем варианте, приобретает шестикратную силу! Это самое дорогое, что есть на свете, то, что дает силы и вдохновение! Наверное, в этом и кроется ответ на вопрос, как мне удается все успевать.