"Пакет Яровой" переполнили поправками
В правительстве обсудили корректировку антитеррористического закона
Идею Минкомсвязи о внесении изменений в "закон Яровой" поддерживают участники рынка и не отвергают в правительстве. В секретариате вице-премьера Аркадия Дворковича допустили корректировку законодательства, требующего от операторов связи с июля 2018 года хранить все сообщения абонентов в течение полугода. Подготовка поправок займет не меньше шести месяцев, что может затянуть реализацию закона, предупреждают участники рынка.
В пятницу, 17 февраля, вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание по реализации "закона Яровой". По данным "Ъ", в нем участвовали глава Минкомсвязи Николай Никифоров, представители Минпромторга, ФСБ, а также сотрудники компаний, включая МТС, "Вымпелком", "МегаФон", "Яндекс". По словам одного из участников совещания, на нем договорились, что голосовые данные и СМС для исполнения "закона Яровой" необходимо хранить, но некоторые другие виды услуг, такие как интернет-телевидение, должны быть исключены.
Для этого необходимо изменить "закон Яровой"; по словам собеседника "Ъ", к такому выводу пришли в Минкомсвязи, о чем сообщил Николай Никифоров. Аркадий Дворкович попросил министра подготовить заключение правового управления на этот счет, добавил он. "На совещании обсудили приоритеты и порядок доработки подзаконных актов, а также возможную корректировку закона в случае невозможности отразить согласованную позицию в постановлении",— сообщили "Ъ" в секретариате вице-премьера.
Антитеррористической закон, соавтором которого выступила глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая, подписан 6 июля 2016 года. С 1 июля 2018 года он обязывает интернет-компании хранить информацию о фактах приема и передачи данных не менее одного года, а операторов связи — три года. Само содержание сообщений, включая текст, голос и видео, компании должны будут хранить до шести месяцев. Если правительство решит вносить поправки в закон, то его реализация наверняка затянется — внесение изменений в законодательство потребует как минимум полгода, то есть поправки будут внесены в Госдуму лишь в осеннюю сессию, констатирует собеседник "Ъ".
На совещании также обсуждалось ограничение срока хранения СМС и голосовых сообщений, а также уменьшение времени и объемов хранения трафика передачи данных, рассказал "Ъ" собеседник в одном из операторов "большой тройки".
ФСБ, по словам источника "Ъ", настаивала на реализации положений "закона Яровой" с помощью расширения "кольцевого буфера" СОРМ, который уже сейчас пишет все разговоры и СМС абонентов в течение 12 часов.
"Операторы положительно отнеслись к этой идее — для них она наименее трудозатратна",— говорит источник "Ъ". При этом представитель Минпромторга, по его словам, предложил создать единое хранилище данных для всех операторов. "ФСБ выступает против, так как не хочет, чтобы какая-то организация стояла между ними и операторами связи",— говорит собеседник "Ъ". Другие участники совещания, по его словам, также не проявили энтузиазма к этой идее, поскольку для создания оператора единого хранилища данных нужны поправки к законодательству.
Между участниками совещания возникла дискуссия об источниках финансирования, которые позволили бы выполнять требования "закона Яровой", не повышая тарифы для населения, сообщили два собеседника "Ъ". В частности, представители одного из сотовых операторов повторили идею создать фонд, куда бы сами операторы отчисляли часть своего оборота. Сотрудник другого оператора напомнил об идее пилотной зоны из трех-четырех регионов, где действовал бы "закон Яровой". "К решению не пришли, продвинуться, по сути, не удалось",— считает собеседник "Ъ". По мнению главы юридической практики "Роскомсвобода" Саркиса Дарбиняна, закон фактически повысит только тарифы на связь, а не усилит безопасность пользователей. "Уже сейчас большая часть трафика в мессенджерах передается в шифрованном виде, сетевой трафик тоже проходит по зашифрованным протоколам. Хранить такие данные бесполезно",— констатирует он. Сокращение сроков хранения данных даст шанс операторам и абонентам сохранить свои деньги, но в целом, несмотря на предложенные поправки, "закон остается вредным для отрасли", заключает эксперт.