Крупнейший экспортер нефти переходит на солнце и ветер
Как Саудовская Аравия намерена слезть с нефтяной иглы
Крупнейший в мире экспортер нефти, пострадавший от снижения цен на нефть и уже два года живущий с дефицитом бюджета, решил вылечиться от нефтезависимости. Уже в ближайшие годы страна может стать одним из главных производителей энергии, полученной от возобновляемых источников — солнца и ветра.
Страна, больше всех остальных ассоциирующаяся с нефтью, переключает свое внимание на ветер и солнце, которые должны обеспечить энергией внутренний рынок и продлить жизнь нефтедобыче.
Как сообщает агентство Bloomberg, за ближайшие шесть лет Саудовская Аравия намеревается ежедневно получать почти 10 ГВт возобновляемой энергии. Первые солнечные и ветряные электростанции появятся в пустыне на северо-западе страны. Это позволит ей экономить в день 80 тыс. баррелей нефти для получения эквивалентного объема энергии. Если прибавить к этому существующие проекты по добыче газа, которые должны быть запущены до 2020 года, то властям удастся увеличить этот показатель в четыре раза. Об этом свидетельствуют данные консалтинговой компании Wood Mackenzie Ltd. Такой объем мог бы полностью заменить то количество нефти, что используется королевством для внутренних нужд в зимние месяцы.
Эти планы полностью соответствуют попыткам королевской семьи диверсифицировать экономику королевства, которое из-за низких цен на нефть последние два года живет с дефицитом бюджета. Рост производства ведет за собой и рост потребления электроэнергии. В прошлом году во время пиковых нагрузок рост энергопотребления составил 10%.
«Возобновляемая энергия больше не роскошь,— заявил старший экономист Standard Chartered Марио Маратефтис в интервью Bloomberg.— Если потребление на внутреннем рынке продолжит расти теми же темпами, то, очевидно, у Саудовской Аравии просто не останется нефти для экспорта».
По словам министра энергетики страны Халида аль-Фалиха, Саудовская Аравия планирует инвестировать $30–50 млрд в возобновляемую энергию.
«Условия контрактов по возобновляемой энергии будут направлены на то, чтобы добыча такой энергии была самой дешевой в мире»,— заявил аль-Фалих во время пресс-конференции в Эр-Рияде. По его словам, правительство намерено передать первые тендеры на постройку солнечных и ветряных электростанций общей мощностью в 700 МВт.
По данным Научно-исследовательского центра нефтяной промышленности имени короля Абдаллы, правительство уже подняло цены на электроэнергию, чтобы сдержать рост спроса на нее, и призвало к большей эффективности при потреблении электроэнергии. В октябрьском докладе центра говорится, что если властям не удастся найти больше источников энергии, включая возобновляемые, газ и даже ядерные реакторы, то пострадает экспорт нефти, который все еще остается жизненно важным для экономики страны. Повышение эффективности использования электроэнергии всего на 4% может помочь стране экономить к 2030 году эквивалент 1 млн баррелей нефти в день, говорится в докладе.
Краеугольным камнем программы реформирования экономики страны, созданной принцем Мухаммедом бен Сальманом, является продажа 5% Saudi Arabian Oil Co. Учитывая, что стоимость компании составляет около $2 трлн, то, по расчетам принца, продажа доли компании станет крупнейшим в мире первичным размещением акций.
Королевство, как крупнейший член ОПЕК, ключевой элемент в попытках нефтяного картеля поднять цены на черное золото, сократив производство и снизив тем самым имеющийся в мире избыток предложения, отмечает Bloomberg. Руководство страны заявляло, что в прошлом месяце сократило добычу на 717,6 тыс. баррелей в день, что стало крупнейшим сокращением производства за последние восемь лет. По данным ОПЕК, теперь страна добывает 9,748 млн баррелей в день. Более того, реальное сокращение оказалось даже сильнее того, что от страны требовало соглашение, подписанное в ноябре.
На Saudi Aramco приходится большая часть прибыли, получаемой королевством от продажи нефти. Компания добывает каждый десятый продаваемый страной баррель. И она же предпринимает первые шаги к развитию проектов в области возобновляемой энергии. Ей принадлежит крупнейшая в стране солнечная электростанция мощностью 10 МВт, расположившаяся на крыше парковки офисного центра компании в Дахране. В январе же компания запустила первую коммерческую ветряную установку, чтобы обеспечить энергией производство на северо-западе страны. И, по данным Aramco, эти солнечные панели на крыше сэкономят примерно 30 тыс. баррелей нефти, а ветряные турбины — около 19 тыс. баррелей.
Так как королевство стремится создавать новые отрасли промышленности и рабочие места, другие госкомпании тоже расширяют свои проекты. Так, Saudi Arabian Mining Co., которая владеет фосфатным заводом, строит новый промышленный город на северо-западе страны. А электроэнергия для обширных районов, где расположится производство, будет частично поступать от возобновляемых источников и новых проектов по добыче природного газа.
«Небольшие проекты очень важны для страны, идущей к диверсификации энергоресурсов,— заявил в телефонном интервью агентству Bloomberg вице-президент Wood Mackenzie по исследованиям ближневосточного рынка Стюарт Уильямс.— Это шаги на пути к построению новой энергетической базы страны».
Без альтернативных источников, включая газ и возобновляемые ресурсы, королевству придется сжигать все больше топлива. И тогда эта цифра, согласно данным Joint Organisations Data Initiative, может достичь 900 тыс. баррелей в день в летние месяцы.
Саудовская Аравия уже предприняла шаги по замене нефти природным газом на электростанциях, что оказало «огромное» влияние на количество сжигаемой нефти, говорится в январском докладе ОПЕК. Использование топлива для обеспечения домашнего рынка сократилось почти на треть с марта 2016 года, говорится в докладе.
Еще один газовый проект будет запущен к концу десятилетия на востоке страны. Его и проекты с использованием возобновляемой энергии планируется реализовать к 2023 году, что, согласно расчетам, основанным на данных МЭА и ОПЕК, поможет сберечь до 300 тыс. баррелей в день.
Альтернативная энергия — «ключевой фактор экономической трансформации», пояснил в интервью агентству Bloomberg старший экономист Oman Investment Fund Фабио Скачьявильяни. «У этого региона уже есть конкурентное преимущество в плане дешевой добычи энергии, и оно сохранится при работе с возобновляемыми источниками. Это предоставит региону огромное преимущество, особенно в энергозатратной промышленности».