"Культурные сады подверглись дикому истреблению"
Как с наступлением воли боролись за землю
В советское время сложилось твердое убеждение, что в революционной России крестьяне получили помещичью землю после принятия 26 октября 1917 года ленинского Декрета о земле. Однако крестьяне всегда считали эту землю своей, а отбирать ее у прежних землевладельцев начали еще до принятия декрета, сразу после Февральской революции. Причем в различных частях обширной страны действовали совершенно различными способами.
Из записки прокурора Харьковской судебной палаты С. С. Хрулева "О причинах возникновения и развития крестьянских массовых беспорядков и о мерах к их предупреждению и подавлению", 1905 год.
Почти повсеместно среди крестьянского населения наблюдается убеждение, переходящее в какую-то народную легенду, о присущем ему каком-то естественном праве на землю, которая рано или поздно должна перейти в его обладание. Убеждение это слагалось отчасти и на исторической почве. Как известно, в древней Руси и в первое время и в Московском государстве крестьяне были свободны и пользовались землей на праве собственности или фактического владения или аренды. Мало-помалу Московское государство из фискальных и военных соображений сначала ограничило, а затем и уничтожило право крестьян переходить с известного участка земли на другой и прикрепило их к земле, поставив в зависимость от помещиков, служилых людей, обязанных за это службой государству.
Но закрепощение в государственных целях крестьянства не поколебало в нем сознания, что земля, находящаяся в его обладании, принадлежит ему ("мы ваши, а земля наша" — говорили крестьяне при крепостном праве).
Между тем при освобождении крестьян великим актом 19 февраля 1861 г. далеко не вся полевая земля, находившаяся в фактическом владении крестьян, была дана им в надел...
Таким образом, у крестьян существует некоторое реальное основание считать, что известная часть земли, им принадлежавшая при крепостном праве, отошла от них и перешла к помещикам. Это обстоятельство в связи с неудовлетворительным экономическим положением и является источником всяких слухов о переделах и прирезках и крестьянских волнений...
С другой стороны, нельзя не отметить, что у крестьян не могло выработаться прочного понятия о праве частной собственности на землю. В старые времена, при обилии земли, всякий захвативший участок земли и его обрабатывавший ("заимка") считался и собственником земли, а истощив ее, бросал и переходил на другое место. Отсюда в понятии народа выработался так называемый "трудовой принцип", отмеченный исследователями народных обычаев, в силу которого земля, являясь общей собственностью, принадлежит тому, кто ее фактически обрабатывает.
Из доклада комиссара Раненбургского уезда Рязанской губернии Т. Сухарева в Министерство земледелия Временного правительства, 28 июля 1917 года.
Нужно заметить, что в прошлом году помещичий хлеб погиб в большинстве экономий полностью...
1) Когда в начале марта поступили на утверждение приговоры о черном переделе земли и об уничтожении арендных договоров, комитет решил взять на себя урегулирование этого вопроса. На заседание были приглашены и землевладельцы. Под ужасным впечатлением от гибели почти 2 000 000 пудов зерна в экономиях, под впечатлением пустующих полей и валяющегося на дворах исхудалого скота, который поднимали за хвост и который стал гибнуть во многих экономиях, комитет, после двухдневного заседания 25-26 марта, вынес суровое постановление: все земли и весь живой и мертвый инвентарь передать в руки крестьян, а остальное хозяйство, где это необходимо, передать в заведывание доверенных лиц. Такое постановление я нашел неприемлемым для себя и сложил полномочия председателя комитета. Это заставило комитет идти на компромисс, и 31 марта вопрос подвергся новому обсуждению. Постановление это исключало всех мелких землевладельцев, в крупных экономиях ведение хозяйства оставлялось за владельцами, обеспечивало их не менее чем 30 десятинами в поле и допускало исключение для правильных хозяйств... Эта точка зрения проводилась неукоснительно. И где происходили отклонения, там немедленно появлялся член исполнительного комитета. И, за редким исключением, комитету удавалось справляться со своей задачей, несмотря ни на какую провокационную работу со стороны разных бесчестных лиц, которые старались затормозить работу комитета.
2) Когда постановление комитета Временным Правительством 6 апреля было отменено, то все было возвращено. Пахота разладилась. Комитету пришлось вести новую работу. Улаживать конфликты, где уже произошли соглашения, где приступили к работам.
Из записки съезда земельных собственников Кирсановского уезда Тамбовской губернии в Главный земельный комитет Временного правительства, июнь 1917 года.
В Кирсанове образовался самочинный комитет общественной безопасности, выбранный не на основании всеобщего избирательного права, что технически было невозможно, а из случайных людей. По его инициативе образовались в волостях комитеты. Часть населения запротестовала на неправильные выборы этих комитетов, на уничтожение и смену волостных и сельских властей, но нигде управы на свой протест не нашла. Этим водворилось сознание в народе, что при новом праве, как выражались крестьяне, воля народа, высказываемая в комитетах, есть высший закон страны и над постановлениями народоправства никакого контроля нет. Крестьяне выводили такое свое мнение в виду того, что ни одно из постановлений комитетов, как бы беззаконно оно ни было, не было отменено властью. Власть ни разу не выехала из Кирсанова для прекращения возникавших в деревне недоразумений. Деревня была предоставлена совершенно сама себе. Вот примеры некоторых эксцессов крестьян и комитетов...
Курдюковский волостной комитет отобрал у помещиков в волости семена овса и продал их крестьянам значительно ниже твердых цен...
Уездный комитет постановил понизить арендную цену на землю на 25% сравнительно с ценой прошлого года. Волостные комитеты пошли еще дальше и понизили эти цены на 60%, местами крестьяне землю захватили даром.
Крестьяне бросились на такую дешевую аренду и с помощью комитетов заставили помещиков сдать почти все свои земли. Местами крестьяне так много захватили земель, что принуждены были пахать поспешно и небрежно...
Из записки управляющего Чистопольским отделением Государственного банка в Государственный банк, 2 июля 1917 года.
Гибельные последствия от попустительства власти здесь уже налицо. Вся земля, луга и леса от собственников перешли в ведение крестьян, и потому на будущий год нельзя уже ожидать ни того количества (много земель будет пустых), ни того качества зерна (вспашка производится поверхностно — хуже прежней, крестьянской вспашки), племенной рогатый скот разобран и частью зарезан на мясо на месте, а частью продан и уведен. Конские заводы уничтожены, рысистых и скаковых лошадей стали закладывать в расхищенные плуги, бороны, сеялки, жатки, которые, за неимением опытных людей, почти все уже приведены ими в негодность. Культурные сады подверглись дикому истреблению, молодые деревья повырывались с корнем, а со старых деревьев обдирали кору. Леса беспощадно рубили на дрова и на свои прихотливые надобности, а где и поджигали. Мебель и другую домашнюю обстановку, в том числе и гардероб, владельцам не позволяли вывозить с собой, а их самих и их управляющих или приказчиков выдворяли немедленно с добавлением: "довольно вам нашим трудом жить и нашу кровь пить, пора и наша настала".