"Ромео и Джульетта" вступили в драку

Начался балетный конкурс "Золотой маски"

Конкурс балет

Фото: Елена Лехова / пресс-служба фестиваля "Золотая Маска"

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко стартовала балетная программа "Золотой маски", которая в этом сезоне завершится задолго до конца фестиваля: достойных балетов набралось всего пять, и основные конкуренты выступят до 5 марта. Шансы соперников оценивает ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.

Балетное сражение открыл фаворит конкурса — прокофьевские "Ромео и Джульетта" Екатеринбургского театра оперы и балета, получившие рекордные восемь номинаций (см. “Ъ” от 28 ноября 2016 года). Эксперты отметили всех создателей лучшего спектакля: дирижера, сценографа, художника по костюмам, трех артистов и хореографа Вячеслава Самодурова. В своем стремлении убрать избыточный романтический пафос балетмейстер слегка перестарался, превратив героев шекспировской трагедии в моторных и истеричных тинейджеров. Однако этот немного инфантильный и очень динамичный спектакль екатеринбургская труппа станцевала с живостью и удовольствием, способными увлечь не только зрителей, но и жюри.

В легкости и доходчивости с уральскими "Ромео и Джульеттой" не может соперничать трехактная вялотекущая "Ундина", поставленная тем же Самодуровым в Большом театре (см. “Ъ” от 27 июня 2016 года). Прихотливые переплетения исходного сюжета режиссер-хореограф заменил собственными, однако, не более внятными размышлениями о жизни-смерти и извилистых путях самопознания. Перед юношеским напором "Ромео и Джульетты" едва ли устоит и 84-летний голландский классик Ханс ван Манен, которого Большой театр представит 1 марта: "Вариации на тему Франка Бриджа" на музыку Бриттена (см. “Ъ” от 21 марта 2016 года) — не самый лучший спектакль этого неоклассика, умудряющегося выжимать нешуточный саспенс из стерильных арабесков и обводок.

В той же голландской программе Большого театра фигурирует самый авангардный спектакль программы — "Совсем недолго вместе" (см. “Ъ” от 21 марта 2016 года). Балет о жизни, прожженной театром, поставлен хореографами Полом Лайтфутом и Соль Леон с возбуждающим знанием дела: пока на авансцене двое мужчин и женщина запоздало разбираются со своими разбитыми сердцами, на подмостках куролесят веселые лицедеи-виртуозы. Однако и в этом спектакле есть свой изъян: "Совсем недолго вместе" — перенос в Москву уже готового балета, а по негласной традиции судьи "Маски" обычно отдают предпочтение новым постановкам. Последний участник конкурса — "Скрипичный концерт N2", поставленный петербуржцем Антоном Пимоновым на музыку Прокофьева (его покажут в Мариинском театре 12 марта), похоже, окажется неконкурентоспособным: про эту бессюжетную одноактовку нет ни слова даже на сайте "Золотой маски".

Вся лента