Священник Глеб Грозовский жалуется на защитную реакцию
Адвокатов обвиняемому в педофилии назначает следствие
Завершившееся следствие по уголовному делу не признавшего вину в педофилии священника Глеба Грозовского привело к рекордному количеству жалоб в суды и адвокатскую палату Санкт-Петербурга о нарушениях права обвиняемого на защиту. Следствие после неудачной попытки отстранить от дела адвоката Михаила Уткина заявило о неисполнении им своих обязанностей, но сам обвиняемый с этим не согласен, оспаривая назначение ему адвокатов следователями. Скандал разгорелся накануне рассмотрения Госдумой президентских поправок к Уголовно-процессуальному кодексу (УПК), направленных на усиление полномочий адвокатуры.
Городской суд Петербурга продлил на прошлой неделе до 21 мая срок содержания под стражей бывшего настоятеля храма Иоанна Воина в поселке Малое Верево (Ленинградская область), бывшего советника гендиректора футбольного клуба "Зенит" и отца четырех детей Глеба Грозовского, экстрадированного в сентябре 2016 года из Израиля в Россию в связи с обвинением в педофилии. Напомним, ему изначально инкриминировались преступления в отношении трех школьниц, по версии следствия имевшие место в православных детских лагерях Ленинградской области и Греции в 2013 году и ранее. Подробности предъявленного в итоге обвинения не разглашаются, сам господин Грозовский вину не признает. Адвокат обвиняемого Михаил Уткин (в прошлом замначальника СУ СКР по Ленобласти) утверждает, что доказательств вины подзащитного у следствия нет, общественные защитники священника заявляли (ссылаясь, в частности, на документы следствия), что обвинение по конкретным эпизодам было неоднократно переквалифицировано из-за имеющихся у господина Грозовского алиби и доказательств оговора (фальсификации показаний и подписей детей).
Завершение предварительного расследования в течение последних пяти месяцев сопровождается серией скандалов. Накануне экстрадиции в Россию отца Глеба следователь Александр Гаврилов отстранил от защиты адвоката Михаила Уткина из-за "конфликта интересов": следствие сочло того представителем допрошенных по его же ходатайству свидетелей. Доказать незаконность этого решения адвокату удалось лишь после того, как Глеб Грозовский заявил, что будет защищать себя сам.
14 февраля комиссия по защите профессиональных прав адвокатов адвокатской палаты Санкт-Петербурга приступила к рассмотрению дела о нарушении прав адвоката, подтвердил "Ъ" глава комиссии Юрий Новолодский. Одновременно квалификационная комиссия палаты на этой неделе рассмотрит жалобу Глеба Грозовского на действия назначенного следователем адвокатом по этому делу Олега Дробышева. Еще две жалобы связаны с продолжающимся противостоянием между адвокатом Уткиным и следователем по особо важным делам Борисом Смирновым (он заменил отправленного в отпуск следователя Гаврилова после того, как глава ГСУ Александр Клаус признал незаконным отвод адвоката Уткина). Спор возник из-за отказа Глеба Грозовского и Михаила Уткина знакомиться с материалами дела, представленного, по их словам, следствием не в полном объеме, не прошитыми и не пронумерованными. Обвиняемый и защитник настаивают на передаче дела в суд, утверждая, что готовы к защите.
Однако суд в минувшую пятницу оставил священника за решеткой "для ознакомления с материалами дела" нового адвоката, назначенного следователем. Им оказался заведующий Петродворцовым филиалом Международной коллегии адвокатов Сергей Иванов, чье согласие вступить в дело обжалуется подзащитным. Господин Иванов от комментариев отказался, предложив "Ъ" адресовать "все вопросы следственным органам". Борис Смирнов сказал "Ъ", что также обратился в адвокатскую палату с предложением принять меры против адвоката Уткина: следователь считает, что защитник не вправе отказываться от ознакомления с делом, даже если такова позиция его клиента. "Следователь пытается подстраховаться, чтобы дело не вернули на доследование", но он не вправе при этом нарушать право обвиняемого на защиту введением в дело "адвоката-дублера" считает адвокат Double Bridge Law Сергей Голубок.
Отметим, что в 2007 году Совет адвокатской палаты Москвы отклонил жалобу Федеральной регистрационной службы Москвы, которая при поддержке Генпрокуратуры требовала лишить статуса адвоката Каринну Москаленко из-за ее отказа знакомиться с материалами уголовного дела Михаила Ходорковского. Квалификационная комиссия палаты тогда согласилась, что ознакомление с материалами дела — право, а не обязанность адвоката. При этом реализация права на защиту в соответствии с позицией Конституционного суда не может быть поставлена в зависимость от усмотрения следствия.
"Нередко следователи пытаются избавиться от адвоката и назначают "карманного". Если у обвиняемого есть адвокат по соглашению и он не пропускал следственные действия в течение пяти суток, то назначение другого адвоката незаконно",— сказал "Ъ" член президентского Совета по правам человека адвокат Юрий Костанов. Он отметил, что внесенные президентом в Госдуму поправки к УПК (адвокаты по назначению должны выбираться не по усмотрению следствия, а с учетом порядка, установленного адвокатскими палатами регионов) помогут исключить вступление в дело "карманных" адвокатов. Исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ (ФПА) Андрей Сучков сказал "Ъ", что эта проблема в большинстве субъектов РФ уже урегулирована.
Между тем вступать в дело адвокатам по назначению при наличии адвоката по соглашению запретила еще в 2013 году ФПА, однако в прошлом году 70 адвокатов публично заявили о необходимости урегулировать проблему "двойной защиты", ссылаясь, в частности, на случай с фигурантом "болотного дела" Дмитрием Бученковым. Ряд скандалов вызвали действия адвокатов по назначению вопреки интересам подзащитных: в такой ситуации, в частности, оказалась обвинявшаяся в госизмене Светлана Давыдова (назначенный ей защитник уже лишен адвокатского статуса). А экс-глава службы безопасности Государственного Русского музея Ирина Кузнецова, обвиняемая в хищении средств при госзакупке, недавно попросила Генпрокуратуру привлечь к ответственности следователя, под давлением которого она сменила адвоката и оговорила себя.