Все было хорошо
После пересчетов Росстата двухлетний кризис в промышленности оказался преувеличением
Переход Росстата на новые классификаторы видов экономической деятельности и продукции вместе с очередными досчетами заметно улучшили картину промпроизводства в 2015-2016 годах. Новые данные свидетельствуют, что спада выпуска в этот период практически не было, а в январе 2017 года его увеличение продолжилось как в годовом выражении, так и с учетом сезонности.
В прошедшую субботу, 17 января, Росстат с задержкой в три дня опубликовал очередную порцию данных о промышленном производстве. Такая задержка объясняется статистиками переходом на новые классификаторы видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и видов продукции в их разрезе (ОКПД2). Теперь индекс промпроизводства рассчитывается по четырем видам деятельности: "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений". Весами служит структура валовой добавленной стоимости видов деятельности в 2010 году.
Так как этого требуют международные и национальные стандарты и практика, переход на новые классификаторы потребовал пересчета индексов промпроизводства по месяцам и периодам 2015-2016 годов, поясняют в Росстате. В результате обнаружилось, что в годовом выражении выпуск в 2016 году рос каждый месяц, кроме января, за год увеличившись на 1,3% (1,1%, согласно предыдущей оценке). В 2015 году пересчеты статистиков привели к тому, что вместо спада за год на 3,4% промышленность фактически пребывала в стагнации на уровне 0,8%. Таким образом, оказалось, что заметного спада в кризисные годы не было. Более того, Росстат фактически подтвердил наблюдение экономистов ЦМАКП и Центра развития ВШЭ, которые во второй половине 2016 года давали оценки промышленной динамики, близкие к тому, что только сейчас обнаружили статистики. "На самом деле Росстат не отделяет смену методологии от пересмотра данных выпуска в физических объемах. Вклад смены методологии в досчеты Росстата не больше четверти",— отмечает Владимир Сальников из ЦМАКП.
В тоже время в январе 2017 года, согласно опубликованной оценке, увеличение выпуска продолжилось, о чем свидетельствовали и опережающие индикаторы состояния промышленности Росстата, ИЭП имени Егора Гайдара и PMI Markit. В годовом выражении на фоне низкой базы 2016 года январский показатель достиг 2,3%, а по сравнению с декабрем 2016 года с учетом сезонности промпроизводство подросло на 0,8%. В целом картинка не поменялась и среди отраслей. Как и в конце 2016 года, быстрее всего росли добывающие, а в обработке — пищевые производства и сельхозмашиностроение, поддержанное государством и импортозамещением.
Отметим, что улучшение состояния добывающих отраслей сопровождается заметным ускорением темпов роста цен производителей — с 7,4% в декабре 2016 года до 12,7% в январе 2017 года, по данным Росстата. Вслед за скачком цен на железорудное сырье, нефть, газ и уголь стали расти и цены на соответствующие машины, оборудование и товары переработки. Впрочем, по мнению Дмитрия Полевого из ING, цены производителей продовольственных товаров, вероятно, росли более сдержанно под влиянием укрепления рубля, хорошего урожая и скромного потребительского спроса.