«Журналисты – это не команда поддержки нацлидера»
Война между президентом США и журналистами, похоже, перешла в новую стадию. В своем Twitter Дональд Трамп назвал пять ведущих американских СМИ — телекомпании ABC, NBC, CBS, CNN, а также газету The New York Times — «врагами американского народа». Подобного не позволял себе ни один президент в истории США. Обозреватель «Коммерсантъ FM» Станислав Кучер разбирается в причинах этого события.
Я действительно считаю твит Трампа историческим событием, характеризующим его лучше, чем самые скандальные предвыборные заявления или первые шаги в качестве хозяина Белого дома. Лично для меня этот твит — жирная точка в споре о том, кто такой Дональд Трамп.
Расчетливый дальновидный бизнесмен и патриот Америки, который, вопреки опасениям либералов, точно знает, что делает, а потому войдет в историю чуть ли не как новый Рузвельт — таким его видят большинство тех, кто за него голосовал. Эксцентричный популист с мировоззрением подростка и замашками тирана, оказавшийся у руля сильнейшей державы благодаря издержкам демократии и фатальным ошибкам своих предшественников, — таким считают Трампа его противники. Назвав пять крупнейших медиа в стране «врагами американского народа», Трамп, на мой взгляд, доказал, что правду жизни лучше отражает портрет, нарисованный именно этими СМИ.
«Но ведь это алаверды. Никогда еще крупнейшие и старейшие СМИ не позволяли себе печатать и произносить столько ругательств в адрес президента США и его семьи и обвинять его без доказательств!» — цитирую один из комментариев в соцсетях. Поскольку эта точка зрения весьма популярна по обе стороны океана, объясню, почему я считаю ее для Трампа, мягко говоря, плохим оправданием.
Да, мне не нравилось во время предвыборной кампании и не нравится сейчас, как многие популярные ток-шоу, юмористические или просто развлекательные, высмеивают Трампа. Шутки уровня нашего «Аншлага» или позднего Comedy Club, издевки над прической и манерой общения, насмешки над членами его семьи... Возможно, у меня неважно развиты вкус и чувство юмора, но чем дальше, тем больше я соболезную и сценаристам, и ведущим этих программ. Именно такие шоу, сделанные телевизионщиками-мастерами развлекательного жанра, создают ощущение «травли Трампа», которой возмущаются его сторонники.
Профессиональные журналисты (еще раз — не шоумены, а журналисты), состоящие в штатах тех же телекомпаний или больших газет, делают совершенно другую работу. И в этой работе, если вы присмотритесь внимательно, вы не обнаружите ни оскорблений, ни бездоказательных обвинений в адрес Трампа. Анализ его недостатков, профессиональных и поведенческих особенностей, неприятных страниц его прошлого, образования и кругозора, противоречий в публичных заявлениях, критика его взглядов и планов по возвращению «американского величия» — всего этого действительно очень много, больше, чем было бы в случае с любым другим президентом.
Но Трамп — не любой другой президент. Он сам сделал себя уникальным, из-за этой уникальности за него и проголосовали, а потому сверхпристальный критический взгляд на все, что он говорит и делает, — абсолютно нормальная реакция моих американских коллег. Хорошо или плохо, но они выполняют свои прямые обязанности. И к ним, в отличие от ведущих ток-шоу и репортеров таблоидов, у Трампа вообще не должно быть претензий. Журналисты в здоровом обществе — это не команда поддержки национального лидера. Их задача — не пиар (для этого есть пресс-служба), а критика президента. Надеюсь, наши читатели в курсе, что «критика» и «шельмование» — не синонимы?
А теперь главное. Предположим, ты не видишь разницу между журналистикой и шоу, а критику воспринимаешь как личное оскорбление. Предположим, ты прав в своей искренней обиде, и СМИ, благодаря которым ты однажды стал героем, предали тебя, объявили тебе несправедливую войну и выполняют политический заказ. Так вот, даже если предположить, что все реальные или надуманные обиды Дональда Трампа оправданы, президент, пообещавший на инаугурации объединить общество, не имеет права называть тех, кто атакует его лично, врагами всего народа. Публично обвинять во лжи, добиваться судебного преследования, не скрывать своей неприязни — имеет (хотя, на мой взгляд, и это для президента мелко и недальновидно).
Если же президент США опускается в публичной полемике до терминологии Оруэлла, значит, тут только два варианта: или этот человек осознанно идет на конфликт с целью расколоть общество и за счет своих избирателей стать де-факто диктатором, или, будучи не в состоянии сдержать эмоции, истерит и пытается манипулировать, как обиженный супруг. Даже не знаю, какой вариант для Америки и для всего мира (России в том числе) привлекательнее.