Свободе проверок бизнеса осталось два месяца
Ограничивающие инспекторов «чек-листы» появятся в мае
Белый дом установил обязательные требования к «чек-листам» — опросным формам, которые с мая 2017 года будут обязательны для ряда видов проверок бизнеса контрольно-надзорными органами. Обязательный полный переход на «чек-листы» намечен на начало 2018 года. Проверка по «чек-листам» не может быть «неофициальной» — опросный лист с мая 2017 года в обязательном порядке должен содержать номер проверки в открытом реестре.
Как стало известно “Ъ”, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, утверждающее требования к «чек-листам» — спискам контрольных вопросов, которыми обязаны будут руководствоваться надзорно-контрольные органы при проведении проверок бизнеса. Появление требований к «чек-листам» позволяет достаточно быстро запустить первый этап внедрения этого элемента контрольно-надзорной деятельности (КНД) в практику.
«Чек-лист» в обязательном порядке должен содержать информацию о виде контроля, категории риска, классах опасности при проверке, реквизиты всех документов, в которых содержатся проверяемые требования, а также учетный номер проверки в едином реестре проверок.
По словам старшего должностного лица в правительстве, ответственного за реализацию программы реформы КНД, министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, в ведомствах определение видов надзора, которые будут осуществляться с использованием «чек-листов» (они же «проверочные листы») в 2017 году, должно закончиться уже к концу апреля, таким образом с мая 2017 года часть проверок будет осуществляться с использованием этого инструмента. «Начиная с 2018 года “чек-листы” должны будут в обязательном порядке использоваться при осуществлении проверок по всем видам надзора. Это предусмотрено в паспорте приоритетной программы по реформированию контроля и надзора»,— отметил Михаил Абызов.
Согласно постановлению, формы «чек-листов» утверждает само ведомство, причем разработка опросников должна проходить через стандартную процедуру обсуждения на regulation.gov.ru. «Чек-лист» в обязательном порядке должен содержать информацию о виде контроля, категории риска, классах опасности при проверке, реквизиты всех документов, в которых содержатся проверяемые требования, а также учетный номер проверки в едином реестре проверок. Форма «чек-листа» — как бумажная, так и электронная с усиленной квалифицированной цифровой подписью. Формы «чек-листов», как и списки нормативно-правовых актов, соответствие которым проверяется в ходе проверки, должны находиться на сайте ведомств в открытом доступе.
Важным нововведением, по мнению Михаила Абызова, является внедрение в практику проверок положения, согласно которому результативной проверкой организации будет считаться проверка, в ходе которой не выявлено нарушений — это попытка разрушения «палочных» систем управления внутри ведомств.
Сообщение Открытого правительства цитирует оценки системы «чек-листов» руководства предпринимательских объединений. Вице-президент «Опоры России» Марина Блудян констатирует, что «чек-листы» ограничат требования, с которыми в организации с проверками приходят инспектора ведомств КНД — сейчас списки требований если не открыты, то по крайней мере обычно полностью не известны предпринимателям. Вице-президент РСПП Александр Варварин считает, что важно использование «чек-листов» при проверках не только малого бизнеса, но и всех компаний, при этом он обращает внимание на необходимость ответственности инспекторов за проверку избыточных требований к проверяемому бизнесу, не упомянутых в «чек-листах»,— пока она не установлена или является внутренним требованием ведомств, занятых в КНД.
Как правительство готовило реформу контрольно-надзорной деятельности
План мероприятий по реформе контрольно-надзорной деятельности был одобрен правительством в апреле 2016 года. Правительство также планировало начать оказание с 2018 года 70% всех госуслуг в электронной форме. Читайте подробнее
Как проверки бизнеса становятся темой для анекдотов
Дощечки от инфаркта, маршрутка как картель, батут-монополист — требования контролеров давно стали предметом анекдотов. Чиновники этих примеров стыдились — экономика от избыточного регулирования теряет 1,5-7,5% ВВП в год,— но сделать ничего не могли. Читайте подробнее