Праздник озаренных толп

Архив

Февральской революции "Огонек" посвятил целый номер

Обложка "Огонька", приветствующего Февральскую революцию

Фото: Архив журнала "Огонёк"

Великая революция

Свершился великий переворот, которого никто не мог предсказать даже за несколько дней. События шли, нагоняли одно другое со скоростью кинематографической ленты. Конечно, современные усовершенствования техники, и среди них телефон, блиндированные (то есть бронированные.— "О") автомобили и пулеметы, сыграли громадную роль в ускорении событий, но великий в истории России переворот — свержение династии Романовых — не мог бы произойти в течение нескольких дней, если бы общее недовольство не накапливалось в стране. Все как-то сложилось само собой... И кто знает, быть может, немедленное решение Николая II... дать ответственное министерство в первый день внесли бы успокоение в еще не организовавшиеся массы рабочих, солдат и интеллигенции. Кто знает, быть может, признание царем конституционного строя и обещание конституции спасли бы старый режим во второй день. Отречение от престола в третий день, быть может, сохранило бы корону за членом дома Романовых. На четвертый день было уже поздно. Могучая лавина справедливого народного гнева разрушила все преграды... Петроград совершил великий переворот, и во главе России, впредь до созыва Учредительного собрания, которое всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием решит форму правления, стало Временное правительство, опирающееся на все народные слои и признанное державами-союзницами, а вслед за ними и нейтральными государствами.

Низложенный император Николай II, теперь полковник Николай Александрович Романов, 9 марта привезен из Ставки в Царское Село, где вместе с остальными членами его семьи лишен свободы.

Запись милиционеров в городской Думе

Фото: Архив журнала "Огонёк"

Призыв Исполнительного комитета Госдумы

Временный Комитет Госдумы обращается к жителям Петрограда с призывом во имя общих интересов щадить государственные и общественные учреждения и приспособления, как то: телеграф, водокачки, электрические станции, трамвай, и также правительственные места и учреждения. Комитет поручает охране граждан заводы и фабрики, как работающие на оборону, так и общего пользования. Недопустимы также и посягательства на жизнь и здоровье, а равным образом и имущество частных лиц. Пролитие крови и разгром имущества лягут пятном на совесть людей, совершивших эти деяния, и могут принести кроме того неисчислимые бедствия всему населению столицы.

Председатель Госдумы Михаил Родзянко.

Баррикады на Литейном проспекте

Фото: Архив журнала "Огонёк"

От Временного правительства

Временное правительство считает необходимым немедленно, еще до созыва Учредительного собрания, обеспечить страну твердыми нормами, ограждающими гражданскую свободу и гражданское равенство, дабы представить всем гражданам свободно проявлять свои духовные силы в сознательной работе на благо родины... Правительство сочтет радостным долгом вернуть с почетом из мест ссылки и заточения всех страдальцев за благо родины.

Воззвание Исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов

...Не поддавайтесь на удочку провокаторов, помните, что сейчас офицеры-революционеры ваши товарищи. Всякие столкновения и оскорбления недопустимы и опасны. Не верьте слухам, не предпринимайте никаких необдуманных шагов против наших товарищей-офицеров. Только тогда, когда есть бесспорные факты, доставляйте немедленно сведения исполнительному комитету. Не верьте также ораторам, которые не имеют специального уполномочия от исполкома. Своих ораторов исполком снабжает удостоверениями за печатью.

1) Жандармы с пулеметом на чердаке дома; 2) На митинге; 3) Вооруженный грузовик; 4) Диспут

Фото: Архив журнала "Огонёк"

Стансы единению

Тяжелый и разящий молот

На ветхий опустился дом.

Надменный свод его расколот,

И разрушенье словно гром...

В соединении — строенье,

Великий подвиг бытия.

К работе бодрой станьте, звенья

Союзов дружеских куя.

Назад зовущим дети Лота

Напомнят горький соли столп.

Нас ждет великая работа

И праздник озаренных толп...

Свободе ль трепетать измены?

Дракону злому время пасть.

Растают брызги мутной пены,

И только правде будет власть.

Федор Сологуб

Фото: Архив журнала "Огонёк"

Царский стол

Меню завтрака бывшего царя в первый день лишения его свободы в Александровском Царскосельском дворце (по оригиналу, доставленному в "Огонек"). Меню составлено на французском языке и в переводе гласит:

Суп похлебка

Пирожки

Котлеты из корюшки ризотто

Котлетки из овощей

Каша размазня

Аладьи (ТАК!!) со смородиной

Вся лента