ГИБДД проверяет скорость чтения водителей
Малоформатные знаки могут быть дополнены сокращенным скоростным лимитом
Эксперты говорят, что малоформатные дорожные знаки, которые в качестве эксперимента устанавливают в центре Москвы, требуют снижения скоростного лимита в городе: в противном случае они могут быть нечитаемы для водителя. Это следует из заключения Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ. В мэрии Москвы говорят, что выводы об условиях применения знаков можно сделать только после окончания эксперимента. При этом, как выяснил "Ъ", в правительстве обсуждается вопрос о возвращении штрафа за превышение скоростного режима на 10 км/ч (сейчас можно безнаказанно превышать лимит на 20 км/ч).
В Научно-исследовательском центре безопасности дорожного движения (НИЦ БДД, входит в систему Госавтоинспекции) МВД России по запросу "Ъ" провели юридическую оценку эксперимента, который проводится в центре Москвы, по применению малоформатных дорожных знаков. Провести его, напомним, поручил первый вице-премьер Игорь Шувалов, инициаторами выступили Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и экспертный центр Probok.net. Идея заключалась в том, чтобы упорядочить внешний вид дорожных указателей: многие из них слишком крупные и портят внешний вид улиц. В рамках пилотного проекта 2 февраля 2017 года на улицах Большая Никитская, в Гранатном и Брюсовом переулках, на Малой Никитской улице, в Скарятинском переулке установили новые знаки (в 1,2-1,5 раза меньше стандартных габаритов), помимо этого были демонтированы ряд информационных табличек. По данным "Ъ", аналогичная инициатива прорабатывается властями Санкт-Петербурга, Саратова и нескольких других городов.
Уменьшение размеров отдельных указателей, пояснили "Ъ" в НИЦ БДД, допускается согласно нацстандарту ГОСТ Р 52290-2004. "В то же время при условии обеспечения безопасности движения уменьшение типоразмеров знаков считаем допустимым, если это не противоречит межгосударственному стандарту ГОСТ 32945-2014,— отметили в НИЦ.— В нем установлен выбор типоразмеров знаков в зависимости от скорости движения и типа покрытия автодороги". Таким образом, пояснили "Ъ" в центре, знаки наименьшего типоразмера могут быть установлены на дорогах с разрешенной скоростью движения до 60 км/ч включительно. При этом, отмечают в НИЦ, в КоАП РФ отсутствует наказание за превышение скорости на 20 км/ч и менее: таким образом, при фактическом ограничении скорости 50-60 км/ч водитель безнаказанно едет 70-80 км/ч. "Учитывая данное обстоятельство, знаки уменьшенного типоразмера, по нашему мнению, можно устанавливать на участках с максимальной разрешенной скоростью до 40 км/ч",— считают в НИЦ БДД.
В столичном Центре организации дорожного движения "Ъ" заявили: в России допускается применение нестандартных указателей по согласованию с ГИБДД. "Данный проект является пилотным, и пока рано говорить о его повсеместном использовании. Для качественного и полноценного анализа эксперимента ЦОДД работает совместно с учеными и экспертами,— заявили в организации.— Эксперимент продлится примерно полгода, после чего будет принято решение об использовании новых указателей". Искусственно ограничивать скорость движения в зоне эксперимента не нужно, считает глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский. "На этих улицах и так узкие полосы, островки безопасности и много пешеходных переходов. В результате водители снижают скорость самостоятельно и едут медленнее, чем 60 км/ч,— говорит он.— При этом сами знаки стали гораздо более различимы и перестали сливаться друг с другом".
Еще до начала эксперимента ЦОДД заказывал исследование на эту тему в Московском автодорожном институте (МАДИ). "Мы говорили о том, что уменьшение размеров знаков должно происходить пропорционально снижению скорости,— пояснил "Ъ" проректор МАДИ Султан Жанказиев.— Мы проводили испытания: некоторые знаки хорошо читаются на скоростях не более 50-60 км/ч. Однако фактическая скорость с учетом "штрафного зазора" составляет 70-80 км/ч". С другой стороны, говорит господин Жанказиев, если сегодня поставить знаки, ограничивающие скорость на уровне 30-40 км/ч (для достижения фактической скорости 50-60 км/ч), то "их потом придется переставлять, это создаст хаос и неразбериху". Связано это с тем, что "в ближайшее время зазор будет отменен или сокращен", уверен Султан Жанказиев.
Напомним, штраф за превышение скоростного лимита более чем на 10 км/ч действовал до 1 сентября 2013 года, после чего был введен "штрафной зазор" в 20 км/ч. В 2015 году МВД подготовило законопроект о возвращении штрафа за превышение на 10 км/ч, что было бурно воспринято автомобильным сообществом. После этого, рассказали "Ъ" несколько знакомых с ситуацией источников, поправки к КоАП обсуждались в правительстве РФ, где столичные власти предложили одновременно с введением штрафа ограничить скорость в городах уровнем 50 км/ч (в итоге фактически разрешенной скоростью станет 60 км/ч, при ее превышении грозит штраф). Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что во избежание "социальных последствий" достаточно было бы установить норматив в 50 км/ч (городские власти могут это сделать и без поправок к КоАП), а скоростной режим на трассах не менять. По данным "Ъ", в ближайшее время вопрос о возвращении штрафа за превышение на 10 км/ч может быть вновь вынесен на обсуждение в Белом доме.